Идеальная самость (идеальная Я-концепция)

Идеальная Я-концепция (иногда в качестве синонимов исполь­зуют более краткие термины Я-реальное и Я-идеальное) отражает те атрибуты Я, которые человек хотел бы иметь, которые он высо­ко ценит, к которым стремится и каким представляет себя в будущем, но пока не имеет. Как и Я-реальное, Я-идеальное, вообще говоря, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Слишком разительный контраст, очень большая степень, в какой самость отличается от идеальной самости, своего рода, пропасть, разделяющая их, - один из показателей (и причин) дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Напротив, при­нятие себя таким, каким человек действительно является, а не та­ким, каким он хотел бы быть исходя из присвоенных (и порой не своих, а родительских) идеалов, «безусловное приятие» - признак душевного здоровья. Такое приятие не есть покорность, сдача по­зиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию и «генуинному» Я.

Возьмем для иллюстрации хрестоматийный пример, хорошо зна­комый каждому по собственному опыту, и типичный случай из прак­тики психологического консультирования. Некто собирается оста­вить обучение в колледже (перестает ходить в школу, собирается оставить университет и т.д.). Он был лучшим учеником в началь­ной и средней школе и очень хорошо учился на первых курсах. Он уходит, как он объясняет, потому что у него «куча хвостов», пото­му что нахватал двоек, потому что грозит «неуд» за полугодие... Его «тошнит» от школы в прямом и переносном смысле, ему не хо­чется возвращаться домой, где родители постоянно «пилят», он про­тивен самому себе, у него периодически возникают немотивирован­ные страхи, стены давят, воздуха не хватает... Вряд ли стоит про­должать дальше, потому что аналогичные переживания с нами, или нашими близкими, или нашими пациентами бывали. Кроме того, подобный обобщенный случай хорошо использовать в дидактичес­ких целях для демонстрации сходства и различияпредлагаемых разными терапевтическими системами трактовок и методов тера­пии. Так, приведенный пример можно интерпретировать как силь­ное несоответствие Я-реального и Я-идеального, если последнее предоставлено образом «всегда и во всем успешного», «всегда луч­шего»» и этот образ идеального Я оказывается под угрозой. Этот же пример мог бы иллюстрировать притязания Грандиозного Я на самосовершенство (так называемый «перфекционизм») или сверхо­бобшенность, абсолютизацию как неадаптивные мыслительные схемы и как «тиранию долженствования». Если некто не сможет принять опыт своих академических неудач, как нечто, что реально он драматически переживает, за что несет определенную ответствен­ность, если не обнаружит в себе силы, чтобы изменить свой взгляд на самого себя, если он не увидит нереалистичность и недостижи­мость абсолютного идеала, который он некритично в себя впитал, тогда, конечно, единственным способом действования, который он может себе представить, станет «уход» в любом из возможных его значений, вплоть до суицида, потому что все остальное, жизнь, не дает гарантий от неудач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: