Бюджет (в литературе несколько аспектов):
В материальном аспекте: это централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов гос власти или МСУ.
В экономическом аспекте: совокупность ден отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства и мун образований
В юр аспекте: это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства или мун образования и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.
Ст 6 БК – понятие бюджета (это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций государства.
В законодательстве содержится характеристика бюджета с позиции права собственности:
Согласно ст 214 и 215 ГК, средства гос бюджета на ряду с другим имуществом не закрепленным за гос предприятиями и учреждениями входят в состав гос казны РФ или субъекта РФ. Средства местного бюджета являются составной частью местной казны. Значимость данной характеристики заключается в том, что в ней определяется собственник бюджетных средств и им является не ОГВ и ОМС, а названные гос или мун образования, тем самым подчеркивается публичная значимость бюджета.
|
|
Роль бюджета в том, что он создает основу для деятельности государства и мун образований.
Средства, аккумулированные в бюджете предназначены для разных целей, основными являются:
· Осуществление гос соц экон политики
· Обеспечение функционирования органов гос власти и МСУ
· Обеспечение нац обороны и безопасности
· Оценивание судебной системы
· Развитие промышленности и производства.
Особо следует учитывать роль бюджета в развитии федерализма и МСУ в РФ. С помощью бюджетных инструментов проводится реализация национальной и региональной внутренней политики.
Основные функции бюджета
ü Перераспределение нац дохода и ВВП
ü Гос регулирование и стимулирование экономики
ü Фин обеспечение соц политики
ü Контроль за образованием и расходованием ден средств
Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений
Понятие только в литературе, в законе нет.
БП это подотрасль ФП и представляет собой совокупность фин норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (предмет ведения и полномочия гос и мун образований), а так же бюджетный процесс.
В бюджетном праве можно выделить отдельные блоки норм, которые устанавливают и регулируют:
|
|
v Общие положения БП, относящиеся к определению его предмета, принципов, источников, содержание бюджетных правоотношений и перечень их субъектов.
v Бюджетное устройство РФ:
o виды бюджетов, входящих в бюджетную систему
o Принципы их взаимной связи
o Функции
v Состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов. Разграничение их между бюджетами разных уровней.
v Разграничение компетенции РФ, субъектов и мун образований по вопросам функционирования бюджетной системы
v Бюджетный процесс
Субъекты бюджетного права:
Носители юр прав и обязанностей в отношениях по формированию бюджетов всех уровней, а так же распределению и использованию сосредоточенных в них средств.
Субъекты:
· Государство и его территориальные подразделения
· Территории со специальным правовым режимом (закрытые территориальные образования)
· Органы гос власти и МСУ
· Органы денежно-кредитного регулирования и кредитные организации
· Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций
· Главные администраторы и администраторы доходов фед бюджета.
Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств гос и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК.
Бюджетные правоотношения:
· Материальные
· Процессуальные
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
В БК нет понятия «бюджетное устройство», но термин есть в литературе.
БУ – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структуру и организацию взаимодействия входящих в нее бюджетов.
Уровни бюджетов: 3 уровня (как и власти уровни)
До принятия БК бюджетная система включала 3 вида бюджетов: федеральный, субъектов и местные; БК расширил понятие бюджетной системы, включая в нее не только названные бюджеты но и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система – ст 6 БК – это основанная на экон отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность фед бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.
Фед бюджет – форма образования и расходования ден средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ на фин год
Бюджет субъекта федерации – форма образования и расходования денежных средств в расчете на фин год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъектов федерации
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на фин год, предназначенных для исполнения расходных обязательств мун образований.
Бюджет субъекта федерации и свод местных бюджетов, находящихся на его территории (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) составляет консолидированный бюджет субъекта РФ
Консолидированный бюджет РФ – объединяет фед бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Значение консолидированных бюджетов заключается в использовании и для расчетов макроэкономических показателей и анализа экон развития страны и отдельных ее регионов и МО.
Принципы построения и устройства бюджетной системы РФ
· Федерализма
· Самостоятельности МСУ в области бюджетной политики
· Единства бюджетной системы
· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами различных уровней
· Самостоятельности бюджетов
· Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
|
|
· Сбалансированности бюджета
· Результативности и эффективности использования бюджетных средств
· Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
· Прозрачности, открытости
· Достоверности бюджета
· Адресности и целевого характера бюджетных средств
· Подведомственности расходов бюджетов
· Единства кассы
Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и мун образований
Бюджетные полномочия РФ, субъектов и МО – это принадлежащие им в обл бюджета полномочия (права) по формированию и исполнению общего бюджета, а так же регулирования бюджетных отношений на соответствующей территории.
Бюджетные полномочия:
· Законодательное регулирование бюджетных отношений, закрепленных в КРФ в пределах ведения
· Формирование самостоятельного федерального бюджета, как необходимого атрибута гос и суверенитета РФ
· Установление налогов, сборов и других источников доходов, подлежащих зачислению в бюджет
· Разграничение федеральных доходов между фед бюджетом и бюджетами субъектов
· Определение компетенции субъектов РФ и ОМС по установлению и введению в действие на подведомственной территории налогов, сборов и других бюджетных доходов
· Регулирование соотношения доходов и расходов (сбалансированность) бюджетов субъектов РФ путем передачи в них отчислений федеральных налогов, а также выделение межбюджетных трансфертов
· Создание в фед бюджете резервных и других фондов
· Утверждение бюджетной классификации РФ (группировки доходов и расходов бюджетов) и общего порядка применения ее для бюджетов всех уровней.
Особенности бюджетных прав субъектов РФ
Правовая основа: КРФ; бюджетный кодекс; налоговый кодекс; ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов власти РФ» №184.
Бюджетные полномочия:
· Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетной системы соответствующего субъекта РФ
· Формирование каждым субъектом РФ самостоятельного регионального бюджета
· Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных полномочий МО в составе соответствующих субъектов
|
|
· Получение средств из фед бюджета при передаче субъектам РФ полномочий фед уровня и передача средств из своего бюджета бюджетам МО при передаче полномочий регионального уровня
· Установление и ведение на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта (от них могут производиться отчисления в местные бюджеты)
Региональные налоги:
o Налог на имущество организаций
o Налог на игорный бизнес
o Транспортный налог
В отношении названных налогов законодательством субъектов РФ в пределах, предусмотренных НК, определяются их ставки, порядок и сроки уплаты и льготы
· Право на получение отчислений от федеральных налогов. В бюджеты субъектов передаются по установленным нормативам: отчисления от налога на прибыль организации, налога на доходы физ лиц, акцизов и специальных налоговых режимов.
· Получение в свое распоряжение неналоговых бюджетных доходов в соотв с их перечнем и нормативами, установленными БК.
· Распределение доходов между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами
· Право на образование в рамках своего бюджета резервных, компенсационных фондов и фондов фин поддержки МО
· Право на компенсацию потерь доходов бюджетов субъектов за счет средств фед бюджета в том случае, если они обусловлены принятием решений ОФВ в ходе исполнения утвержденного бюджета.
Особенности бюджетных полномочий МО
· Самостоятельное формирование и исполнение собственного местного бюджета
· Обеспечение ОМСами сбалансированности местных бюджетов и соблюдение установленных зак-вом требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу мун долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств МОбразований
· Зачисление в свой бюджет закрепленных фед и региональным зак-вом налоговых и неналоговых доходов
К местным относятся:
o Земельный налог
o Налог на имущество физ лиц
Получение отчислений в процентах от фед или региональных налогов и сборов (НДФЛ – часть идет в местный бюджет; единый С/Х налог)
· Право на предоставление МОбразованиям фин поддержки за счет средств фед и регион бюджета. При недостаточности для сбалансирования средств местных бюджетов
· Полномочия по предоставлению межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
· Право ОМС образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их дохов резервные фонды местных администраций, объем которых не может превышать 3% от общего объема расходов
· Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими ОГВ