Бюджетное право

Бюджет (в литературе несколько аспектов):

В материальном аспекте: это централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов гос власти или МСУ.

В экономическом аспекте: совокупность ден отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства и мун образований

В юр аспекте: это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства или мун образования и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.

Ст 6 БК – понятие бюджета (это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций государства.

В законодательстве содержится характеристика бюджета с позиции права собственности:

Согласно ст 214 и 215 ГК, средства гос бюджета на ряду с другим имуществом не закрепленным за гос предприятиями и учреждениями входят в состав гос казны РФ или субъекта РФ. Средства местного бюджета являются составной частью местной казны. Значимость данной характеристики заключается в том, что в ней определяется собственник бюджетных средств и им является не ОГВ и ОМС, а названные гос или мун образования, тем самым подчеркивается публичная значимость бюджета.

Роль бюджета в том, что он создает основу для деятельности государства и мун образований.

Средства, аккумулированные в бюджете предназначены для разных целей, основными являются:

· Осуществление гос соц экон политики

· Обеспечение функционирования органов гос власти и МСУ

· Обеспечение нац обороны и безопасности

· Оценивание судебной системы

· Развитие промышленности и производства.

Особо следует учитывать роль бюджета в развитии федерализма и МСУ в РФ. С помощью бюджетных инструментов проводится реализация национальной и региональной внутренней политики.

Основные функции бюджета

ü Перераспределение нац дохода и ВВП

ü Гос регулирование и стимулирование экономики

ü Фин обеспечение соц политики

ü Контроль за образованием и расходованием ден средств

Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений

Понятие только в литературе, в законе нет.

БП это подотрасль ФП и представляет собой совокупность фин норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (предмет ведения и полномочия гос и мун образований), а так же бюджетный процесс.

В бюджетном праве можно выделить отдельные блоки норм, которые устанавливают и регулируют:

v Общие положения БП, относящиеся к определению его предмета, принципов, источников, содержание бюджетных правоотношений и перечень их субъектов.

v Бюджетное устройство РФ:

o виды бюджетов, входящих в бюджетную систему

o Принципы их взаимной связи

o Функции

v Состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов. Разграничение их между бюджетами разных уровней.

v Разграничение компетенции РФ, субъектов и мун образований по вопросам функционирования бюджетной системы

v Бюджетный процесс

Субъекты бюджетного права:

Носители юр прав и обязанностей в отношениях по формированию бюджетов всех уровней, а так же распределению и использованию сосредоточенных в них средств.

Субъекты:

· Государство и его территориальные подразделения

· Территории со специальным правовым режимом (закрытые территориальные образования)

· Органы гос власти и МСУ

· Органы денежно-кредитного регулирования и кредитные организации

· Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций

· Главные администраторы и администраторы доходов фед бюджета.

Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств гос и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК.

Бюджетные правоотношения:

· Материальные

· Процессуальные

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

В БК нет понятия «бюджетное устройство», но термин есть в литературе.

БУ – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структуру и организацию взаимодействия входящих в нее бюджетов.

Уровни бюджетов: 3 уровня (как и власти уровни)

До принятия БК бюджетная система включала 3 вида бюджетов: федеральный, субъектов и местные; БК расширил понятие бюджетной системы, включая в нее не только названные бюджеты но и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система – ст 6 БК – это основанная на экон отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность фед бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.

Фед бюджет – форма образования и расходования ден средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ на фин год

Бюджет субъекта федерации – форма образования и расходования денежных средств в расчете на фин год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъектов федерации

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на фин год, предназначенных для исполнения расходных обязательств мун образований.

Бюджет субъекта федерации и свод местных бюджетов, находящихся на его территории (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) составляет консолидированный бюджет субъекта РФ

Консолидированный бюджет РФ – объединяет фед бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Значение консолидированных бюджетов заключается в использовании и для расчетов макроэкономических показателей и анализа экон развития страны и отдельных ее регионов и МО.

Принципы построения и устройства бюджетной системы РФ

· Федерализма

· Самостоятельности МСУ в области бюджетной политики

· Единства бюджетной системы

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами различных уровней

· Самостоятельности бюджетов

· Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

· Сбалансированности бюджета

· Результативности и эффективности использования бюджетных средств

· Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

· Прозрачности, открытости

· Достоверности бюджета

· Адресности и целевого характера бюджетных средств

· Подведомственности расходов бюджетов

· Единства кассы

Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и мун образований

Бюджетные полномочия РФ, субъектов и МО – это принадлежащие им в обл бюджета полномочия (права) по формированию и исполнению общего бюджета, а так же регулирования бюджетных отношений на соответствующей территории.

Бюджетные полномочия:

· Законодательное регулирование бюджетных отношений, закрепленных в КРФ в пределах ведения

· Формирование самостоятельного федерального бюджета, как необходимого атрибута гос и суверенитета РФ

· Установление налогов, сборов и других источников доходов, подлежащих зачислению в бюджет

· Разграничение федеральных доходов между фед бюджетом и бюджетами субъектов

· Определение компетенции субъектов РФ и ОМС по установлению и введению в действие на подведомственной территории налогов, сборов и других бюджетных доходов

· Регулирование соотношения доходов и расходов (сбалансированность) бюджетов субъектов РФ путем передачи в них отчислений федеральных налогов, а также выделение межбюджетных трансфертов

· Создание в фед бюджете резервных и других фондов

· Утверждение бюджетной классификации РФ (группировки доходов и расходов бюджетов) и общего порядка применения ее для бюджетов всех уровней.

Особенности бюджетных прав субъектов РФ

Правовая основа: КРФ; бюджетный кодекс; налоговый кодекс; ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов власти РФ» №184.

Бюджетные полномочия:

· Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетной системы соответствующего субъекта РФ

· Формирование каждым субъектом РФ самостоятельного регионального бюджета

· Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных полномочий МО в составе соответствующих субъектов

· Получение средств из фед бюджета при передаче субъектам РФ полномочий фед уровня и передача средств из своего бюджета бюджетам МО при передаче полномочий регионального уровня

· Установление и ведение на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта (от них могут производиться отчисления в местные бюджеты)

Региональные налоги:

o Налог на имущество организаций

o Налог на игорный бизнес

o Транспортный налог

В отношении названных налогов законодательством субъектов РФ в пределах, предусмотренных НК, определяются их ставки, порядок и сроки уплаты и льготы

· Право на получение отчислений от федеральных налогов. В бюджеты субъектов передаются по установленным нормативам: отчисления от налога на прибыль организации, налога на доходы физ лиц, акцизов и специальных налоговых режимов.

· Получение в свое распоряжение неналоговых бюджетных доходов в соотв с их перечнем и нормативами, установленными БК.

· Распределение доходов между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами

· Право на образование в рамках своего бюджета резервных, компенсационных фондов и фондов фин поддержки МО

· Право на компенсацию потерь доходов бюджетов субъектов за счет средств фед бюджета в том случае, если они обусловлены принятием решений ОФВ в ходе исполнения утвержденного бюджета.

Особенности бюджетных полномочий МО

· Самостоятельное формирование и исполнение собственного местного бюджета

· Обеспечение ОМСами сбалансированности местных бюджетов и соблюдение установленных зак-вом требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу мун долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств МОбразований

· Зачисление в свой бюджет закрепленных фед и региональным зак-вом налоговых и неналоговых доходов

К местным относятся:

o Земельный налог

o Налог на имущество физ лиц

Получение отчислений в процентах от фед или региональных налогов и сборов (НДФЛ – часть идет в местный бюджет; единый С/Х налог)

· Право на предоставление МОбразованиям фин поддержки за счет средств фед и регион бюджета. При недостаточности для сбалансирования средств местных бюджетов

· Полномочия по предоставлению межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

· Право ОМС образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их дохов резервные фонды местных администраций, объем которых не может превышать 3% от общего объема расходов

· Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими ОГВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: