Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Последователем Конта был другой видный фр.ученый Э.Дюркгейм. Его главная произведение «Правила социологического метода».В отличие от Конта, он считал, что социология изучает не все общество, а лишь собственно социальные факты. Под социальными фактами он понимал коллективные представления, нравы, нормы.Он считал, что в основе общества лежит особая реальность, которая устанавливается между людьми в результате разделения труда – это солидарность. Указанная особая социальная реальность диктует свои установки отдельному человеку в виде требований, ожиданий, принципов морали. Вот это соединение всего, коллективного с индивидуальным Дюркгейм называл социальным фактом. Он полагал, что через конкретное социологическое исследование ученый может выйти на новый уровень реальности.Так, на основе большого статистического материала и специальных методов Дюркгейм проанализировал такой феномен как самоубийство. Он показал, что в основе его лежит анамия – утрата норм, ценностей, морали, культуры (состояние безверия). Дюркгейм считал, что в основе развития общества лежит солидарность. При этом он различал два ее вида: 1. механистическая 2. органическая

Механистическая вытекает из необходимости координировать усилия людей в ходе производственных процессов. Органическая развивается постепенно как высший моральный принцип.

Заслуга Дюркгейма состоит и в разработке методологии научного исследования.Он рассмотрел правила работы с социальными фактами.

1. рассматривать социальные факты «как вещи». Они должны быть безличны, строгонаблюдаемы.

2.»систематически отслеживаться от врожденных идей». Социология должна порвать связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями.

3. примат целого над его составными частями. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: