Психологическое направление в социологии. (С.Де – Роберти, Кареев Н.И. Л.И. Петражицкий)

На рубеже 19-20 вв Российская социология выходит на уровень мировой социальной науки. Это связано с работами Де-Роберти, Кареева, Петрожицкого.

Это были ученые, профессионально занимавшиеся социологией. Они были сторонниками психологического направления в науке. Так, Де-Роберти утверждал, что в основе общественных явлений процессов лежат психологические факторы: установки, мотивы, поведения людей. Особую роль здесь играет коллективная психология. Он полагал, что социология и социальная психология во многом родственные науки.Близка к его позиции была и точка зрения Кареева.Его социологические взгляды изложены в «Общих основах социологии», «Введение в социологию». Общество он считал «надоргонической средой». Т.е. сложной системой психологических и практических взаимодействий личности.Саму социальную эту среду он подразделял на культурные группы и социальную организацию. В последней он видел результат коллективной психологии и предмет для изучения социологии.Он различал социологию и теорию исторического процесса. Для социологии общество является предметом изучения, а для теории исторического процесса общество есть текущий процесс.

Поэтому социология интересуется тем, что нового получилось в обществе, а теория исторического процесса – как получилось это новое.Центральной проблемой в его социологии являются взаимоотношения личности и исторического процесса. Главной целью общественного прогресса он считал развивающуюся личность при наличии общественной солидарности и индивидуальной свободы.Кареев полагал главным достижением научной мысли 19 в – открытие 2-х методов:- сравнительно-исторического,- эволюционного Если сравнительно-исторический метод занимается сходными историческими явлениями, то задача эволюционного метода состоит в анализе процесса развития общества, стадий и фаз этого процесса, выявление причин их возникновения, формировании и смены.Кареев выступал против существования к-л одного общего закона истории. По его мнению, это наследие прошлых, донаучных способов решения историко-филосовских проблем.Он отдавал предпочтение многофактной модели исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: