Значение темперамента при учебной деятельности

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной стеени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Каждый человек, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями и различными профессиями, быть хорошо воспитанным.

Однако при прочих равных условиях люди, и в особенности дети, в зависимости от их темперамента оказываются более или менее приспособленными к различным видам деятельности и конкретным работам, что необходимо учитывать при организации обучения.

Из ранее приведенных характеристик темпераментов детей видно, в какой степени различным может быть их поведение, что нельзя не учитывать при организации воспитания. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т. п. Должна быть разработана определенная тактика воспитания по отношению к различным школьникам при учете особенностей их темпераментов. Таким образом, знание темпераментов и учет их в работе должны лежать в основе индивидуального подхода к детям.

5. Принципы центральной нервной регуляции трудовой деятельности

Нейрофизиологическая структура целенаправленной производственной деятельности очень сложна. Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется и управляется ЦНС; благодаря деятельности которой организм представляет собой единое, слаженное целое. Это основное положение современной физиологии имеет огромное значение для физиологии труда, изучающей деятельность целостного организма. Теория центрально-нервной регуляции трудовой деятельности разработана русскими физиологами— И. М. Сеченовым, И. П. Павловым. Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским. Независимо от характера производственной деятельности обязательным внешним проявлением трудового процесса является двигательная активность человека. В процессе реализации трудовой активности происходит взаимодействие организма со средой, приспособление к ней. Основоположник русской физиологии И. М. Сеченов установил, что психические процессы по своему происхождению - рефлексы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении.

Учение И. П. Павлова об условных рефлекса у и второй сигнальной системе показывает, что двигательные реакции человека по своей физиологической сущности - сложные условные рефлексы. Возникновение двигательного действия (рабочего движения) у человека связано с речевыми (вторая сигнальная система) и чувственными (первая сигнальная система) раздражителями. По И. П. Павлову, никакое рабочее движение не может начаться без раздражения, воспринимаемого органами чувств. В качестве условного раздражителя в процессе труда решающее значение имеют словесные сигналы, инструкции.

В процессе выработку условного рефлекса, лежащего в основе конкретного трудового действия, выделяются 2 этапа:

для 1-го этапа образования условного рефлекса характерна широкая иррадиация возбуждения в ЦНС. когда в осуществлении того или иного двигательного действия принимают участие многие центры коры головного мозга. У рабочего на этой стадии обучения много лишних движений, усилий, частые ошибки.

На 2-м этапе по мере усвоения и закрепления правильных приемов работы (в основе которых лежит только подкрепление заданного условного сигналa) происходит концентрация возбуждения в соответствующих центрах головного мозга. Основным фактором, определяющим характер межцентральных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, по А. А. Ухтомскому, является состояние повышенной возбудимости в определенной функциональной системе.

Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к суммации возбуждений, поступающих из разных источников с местным возбуждением, в результате чего они первыми настраиваются на оптимальный ритм и темп работы. Это способствует оптимизации рабочих движений. Формирование доминанты сопровождается широким развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, поэтому происходит подавление любой, не относящейся к производственной, деятельности. Характерной чертой доминанты является инертность, способность долго удерживать возбуждение, сохраняться в ЦНС в виде следа и заново сформироваться при подходящих условиях. Это обеспечивает возможность полноценного воспроизведения приобретенных трудовых навыков.

Таким образом, формирование доминанты неразрывно связано с широким развитием торможений в областях ЦНС, не входящих в сферу положительного проявления доминанты. Этот этап образования условных рефлексов характеризуется четкими, экономными рабочими движениями, отсутствием ошибок.

Доминанта определяет господствующую направленность рефлекторного поведения: от однозначно направленного действия до готовности к действию - «оперативного покоя». При оперативном покое пороги возбудимости к разнообразным раздражителям среды повышаются, тогда как пороги к раздражителям, сигнализирующим о срочном переходе к действию, понижаются.

Определяя роль доминанты в рефлекторном поведении человека, А. А. Ухтомский рассматривал в то же время деятельность человека как сложную функциональную систему, включающую совокупность психических актов, где высшим регулятором действия является сознание, регулируемое доминирующей мотивацией личности.

Важность мотивов и потребностей человека, определяемых его кортикальными установками, состоит в том, что в процессе трудовой деятельности они формируются под воздействием социальных факторов, отражая биосоциальную природу человека и оказывая существенное влияние на реализацию огромных биологических резервов ЦНС.

Для трудовой деятельности человека характерно многократное повторение в определенной последовательности различного рода раздражителей, которые складываются в определенную функциональную систему работы коры головного мозга, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом.

Динамический стереотип - устойчивая, слаженная система рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражений в определенной последовательности и через определенные промежутки времени - усвоении ритма. В дальнейшем ответ организма определяется не воздействующим раздражителем, а возникающим на его месте условным раздражителем. Механизм динамического стереотипа заключается в формировании в мозге повторяющихся нервных процессов, отражающих пространственные, временные и порядковые особенности воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. Таким образом, нервные процессы программируют предстоящую деятельность мозга, чем обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители производственной обстановки. Изменение условий труда приводит к ломке стереотипа и замене его новым. «Переделка» стереотипа создает реакцию напряжения, тем большую, чем сложнее стереотип и длительнее его существование. Скорость переделки стереотипа зависит также от возраста, функционального состояния ЦНС, типа высшей нервной деятельности человека.

Динамический стереотип как совокупность условных рефлексов включает в себя, помимо двигательных, и вегетативные компоненты, создающие единую систему жизнеобеспечения при осуществлении рабочих движений. В трудовой деятельности динамический стереотип вырабатывается в ходе обучения рабочего производственным операциям. После многократного повторения приемов работы и их усвоения переход от одного элемента рабочей операции к другому происходит без переключения внимания и мышления на выполнение каждого элемента. По мере закрепления динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего.

Современные теоретические представления о центральной регуляции трудовой деятельности основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, гипотезе о жестких и гибких звеньях системы мозгового обеспечения психических процессов Н. П. Бехтеревой.

Согласно теории функциональных систем П. К. Анохина, любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия. Важнейшими элементами такой системы являются афферентный синтез, принятие решения, построение программы действия, акцептор результата действия, результат действия, обратная афферентация.

Афферентный синтез заключается в обработке 4 основных видов афферентных возбуждений:

1. Мотивационное возбуждение — формируется под влиянием метаболических, гормональных и социальных факторов. Оно определяет цель действия и способствует активному отбору сенсорной информации, необходимой для построения целенаправленного поведения.

2. Обстановочная афферентация — создается воздействием на организм всей совокупности внешних раздражителей и обеспечивает приспособление поведенческой реакции к данным условиям.

3. Активация аппарата памяти — позволяет организму использовать прошлый опыт для принятия оптимального в данной обстановке решения.

4. Пусковая афферентация — условный раздражитель, нередко - речевой. Эмоции являются обязательным существенным компонентом афферентации, определяющим качество двигательного акта.

Афферентный синтез заканчивается формированием программы действия, состоящей из двух принципиально различных элементов: 1) эфферентной программы действия, т. е. определенной последовательности набора команд, поступающих на исполнительные приборы - эффекторы (скелетные мышцы, железы внутренней секреции, сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы), и 2) акцептора результата действия, т. е. нейронной модели предполагаемого результата, к которому должно привести данное действие.

Информация о реальных результатах действия, поступающая в ЦНС в составе обратной афферентации, сличается с этой моделью, что обеспечивает постоянную оценку полученного результата и определяет целесообразность поведенческого акта.

В случае совпадения ожидаемых и реальных параметров результата устраняется исходная мотивация, возникает положительная эмоция, в памяти закрепляется система нервных соотношений, приведшая к достижению цели. В случае несовпадения возникает ориентировочная реакция, а при длительных несовпадениях — отрицательная эмоциональная реакция.

Таким образом, трудовая деятельность человека осуществляется прежде всего за счет формирования динамических мозговых систем, определяющих совокупность психических процессов, разнообразные двигательные акты, усиленную работу систем жизнеобеспечения организма и обеспечивающих оптимальную их координацию.

6. Понятие о доминанте.

Доминанта является важным принципом работы мозга. Это понятие ввел А. Ухтомский. Доминанта (то есть преобладание) – это акцентирование на самой важной реакции данного момента и одновременное торможение остальных реакций. Как и привычки, доминанта является проявлением инстинкта самосохранения, потому что вся энергия мозга тратится на выполнение самой важной для человека задачи. Например, если человек очень хочет есть, ни о чем, кроме еды, он думать не сможет. Но если в это время произойдет какое-либо важное событие, неважно, радостное или печальное, но вызывающее более сильные эмоции, мысли о еде отступят на второй план. Важно отметить, что доминантный очаг возбуждения имеет тенденцию подавлять остальные очаги. То есть чем больше человек хочет есть, тем ярче у него будет выражаться реакция на произошедшее событие.

Доминанты имеют как люди, так и животные. У последних это прежде всего потребность в еде, защите и рождении потомства. У людей доминант гораздо больше. Это потребности не только физиологические, которые совпадают с потребностями животных (утоление голода и жажды), но и эстетические (стремление к красоте, потребность в уважении и самореализации), познавательные, нравственные и многие другие. Любая из этих потребностей может стать доминантой. Их наличие само по себе не является противоестественным, однако когда человек подчиняет свою волю достижению той или иной потребности, существует риск зацикливания. Например, если человек все силы тратит на то, чтобы стать самым богатым, он становится трудоголиком, сводит на нет общение с другими людьми, забывает друзей и семью. Девушка, одержимая идеей обрести внешность модели, садится на жесточайшую диету, в результате чего каждый кусок пищи воспринимается ею как зло, она перестает есть и рано или поздно превращается в дистрофика. Помочь в этом случае может только психотерапевт. Если обратиться к врачу слишком поздно, пациентка может умереть от истощения.

Как мы видим, опасны прежде всего те доминанты, которые не имеют логического завершения. Невозможно заработать всех денег, стать самым успешным, богатым, красивым. Действие доминанты прекращается лишь когда она удовлетворяется. Если доминанту нельзя прекратить естественным путем, человек живет только одной целью, в результате чего развиваются неврозы и психические расстройства.

Еще одной важной особенностью доминант является то, что человек видит мир через них, а не объективно. Например, если главной потребностью человека является достижение богатства, он будет оценивать всех людей, исходя из их материального достатка. Если он убежден в том, что некрасив, то будет считать, что остальные люди думают о нем так же, и не поверит тем, кто будет утверждать обратное. Отсюда следует, что другие люди тоже станут считать его некрасивым и даже уродливым. Другими словами, мир относится к человеку так, как он относится к миру.

Одержимый доминантой предъявляет к самому себе и окружающему миру невыполнимые требования, которые впоследствии грозят неврозами. Три таких требования привел психотерапевт А. Эллис. Я должен быть лучше всех, делать все лучше всех, быть самым богатым, самым успешным, самым красивым. Если я не самый успешный, лучший, значит, я ничтожество, никчемное существо. Меня все должны любить, относиться ко мне внимательно, не разочаровывать меня. Если вы расстраиваете и огорчаете меня, вы плохой человек. Я должен иметь все, что захочу, меня не должны касаться проблемы и неприятности, я должен быть защищен от всего негативного. Мир жесток, я никогда не смогу быть счастливым.

Естественно, эти требования выполнены быть не могут, и если человек зациклен на них, неизбежно возникновение неврозов. Человек постоянно будет испытывать целый комплекс негативных эмоций, раздражение, обиду на весь мир и разочаруется в жизни. Никто из нас не застрахован от ошибок, и быть лучше других просто невозможно. А если требовать от себя невозможного, то это неизбежно приведет к негативным мыслям и развитию многочисленных комплексов.

Ну, а когда человек предъявляет завышенные требования еще и к окружающим, это совсем нелепо. Глупо считать, что другие думают точно так же и понимают его с полуслова. У каждого свое мнение, и то, что может показаться оскорбительным одному, является нормой для другого. Не стоит заблуждаться и думать, что все люди одинаковы.

Еще нелепее звучит убеждение, что для полного счастья необходимо иметь все материальные блага. На самом деле богатство и деньги счастья не приносят, как ни банально это звучит. Неслучайно постоянными клиентами психотерапевтов являются состоятельные люди. Они добились всего, о чем мечтает среднестатистический житель планеты, однако вместо удовлетворения и счастья получили разочарование. Когда пятая вилла на Канарских островах и десятая иномарка не приносят удовольствия, смысл жизни теряется, ведь уже не к чему стремиться.

Отказаться от желаний очень трудно. Аскетом может стать далеко не каждый, только единицы способны быть счастливыми, отказавшись от благ цивилизации. Интересно, что многочисленные заболевания, и не только психические, возникают лишь в мирное время. В период войн число невротиков падает до нуля, а вот в послевоенные годы, когда голод уже позади, болезни вспыхивают с удвоенной силой. Это можно объяснить тем, что в военное время организм человека нацелен на борьбу и для заболеваний он оказывается неуязвим. А когда война завершается и воевать уже не с кем, организм начинает искать врага, причем находит его внутри себя. Человек борется сам с собой, предъявляя к себе слишком высокие требования и ставя перед собой подчас невыполнимые задачи. В результате возникают многочисленные неврозы, неврастения, психосоматические заболевания. Как мы видим, важной задачей для человека является управление собственным мозгом в мирное время.

Как справиться с доминантой

Доминанта – более серьезное явление, чем привычки, поэтому и управлять ею гораздо труднее. Это сильное желание, преодолеть которое можно, либо исполнив его, либо противопоставив ему другое желание, более сильное, которое подавит первое. Исполнить желание можно только в том случае, когда оно осуществимо.

Однако вся проблема в том, что наши доминанты – нереальные желания, осуществить которые невозможно. Патологическая доминанта – это страсть, навязчивая идея. Например, подросток одержим любовью к компьютерным играм. Игра превращается для него в единственное удовольствие, ему не нужно общение со сверстниками, не нужна настоящая жизнь.

Он вполне комфортно чувствует себя в виртуальном мире, где может делать все что захочет. Настоящая жизнь становится вынужденной формой существования, тогда как компьютерные игры постепенно вытесняют все – родителей, друзей, школу. Если вовремя не остановить патологический процесс, человек рискует навсегда остаться в виртуальном мире.

Ф. М. Достоевский был одержим страстью к азартным играм. В результате он едва не оказался на грани банкротства и потерял друзей. Однако писатель нашел в себе силы заняться творчеством, и постепенно прежняя доминанта была вытеснена новой.

Но не всегда мы можем найти себе занятие, позволяющее заменить пагубную страсть. Что делать, если человек не склонен к творчеству и вообще не знает, чем ему заняться? Можно попробовать так называемый способ размывания доминанты. Он основан на том, что энергию, затрачиваемую на одну доминанту, распределяют на множество желаний. Иными словами, человек осознает все свои желания. Это делается так: берется лист бумаги, на который записываются абсолютно все желания, начиная с самых банальных вроде съесть ванильное мороженое и заканчивая глобальными – такими, как мир на Земле, космическое путешествие и т. д. Естественно, список займет несколько страниц, а то и больше – человеку свойственно желать очень многого. Эти желания также являются доминантами, с той лишь разницей, что они подавлены главной, патологической доминантой. Если же мы желаем очень многого, наше внимание сосредотачивается на новых стремлениях, и на предыдущую доминанту остается очень мало энергии. Заканчивается все тем, что главная доминанта оказывается подавленной остальными желаниями.

Однако один раз составив такой список, невозможно добиться полной победы над пагубной страстью. Необходимо заниматься методом размывания доминанты не менее 3–4 раз, только тогда удастся подавить желание.

Важный момент: доминанты способны привести к различным заболеваниям и зависимостям – алкоголизму, наркомании, курению. Все беды от того, что наше сознание зачастую вступает в конфликт с подсознанием. Рассмотрим следующий пример: женщина работает врачом скорой помощи. Работа не приносит ей никакой радости: больные ведут себя грубо, начальство сваливает на нее все вызовы, а зарплату платят очень маленькую – ее едва хватает на жизнь. Женщина ненавидит свою работу, однако уйти не может – она проработала здесь большую часть своей жизни, и устроиться на другое место попросту не сможет. Противоречие между сознанием – «я должна идти на работу» – и подсознанием – «я не хочу идти на работу» – растет, достигает своего пика, и этот конфликт выливается в нервный срыв, на фоне которого развивается язва желудка. В результате женщина вынуждена ехать в санаторий на лечение. Таким образом, подсознание победило: женщина бросила свою ненавистную работу. На этом примере мы видим, что существует два выхода из конфликта: в пользу сознания и в пользу подсознания. Те конфликты, которые человек не решает сам, автоматически решаются в пользу подсознания – так возникают разнообразные заболевания, в том числе неврозы и навязчивые идеи. Поэтому так важно понимать свое подсознание.

Доминанта А.А. Ухтомского:

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.).

Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС). Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение.

Например, человек в порыве творчества может забывать о еде и сне. Это пример физиологической доминанты. Патологическая доминанта представляет собой резко усиленный против нормы очаг возбуждения в ЦНС. Причиной может стать травма, инфекция, стресс, неотреагированная токсическая эмоция: гнев, боль, страх, обида.

Состояние патологической доминанты, в отличие от физиологической, является вредным для организма её носителя, так как ограничивает его приспособление к окружающей среде. Патологическая доминанта создаёт в организме условия для затягивания или рецидива болезненного процесса.

Учение о доминанте и констелляции нервных центров:

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров — взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Доминанта

Каждую минуту, секунду, мгновение наш организм участвует в обмене информации с Космосом. Одна и та же информации под действием Доминант может задерживаться, останавливаться и... даже искажаться. В таких случаях организм не получает необходимой информации Космоса, а с ней и энергии. Это же самое происходит и при выполнении той или иной мудры.

В итоге, при наличии Доминанты то, на что рассчитано выполнение мудры, может не привести к ожидаемому результату.

Одна и та же мудра у одного и того же человека может действовать, а может и не действовать в какое-то время, особенно в пиках возникновения Доминант. Это и неожиданность, и страх, и, если хотите, сильная тоска, обида и т. д,

А что такое Доминанта?

Все мы знаем, что окружающая нас среда воздействует на определённые чувствительные центры, особенно когда параметры воздействий превышают привычные уровни чувствительности.

Условно назовём их "порогом чувствительности".

К таким воздействиям относятся и звук, и свет, и цвет, и физиологические нагрузки (холод, тепло и т. д.). Одновременно могут действовать несколько раздражителей. В какой-то момент времени один из раздражителей (а что и мысли тоже!) может более других превышать "порог чувствительности" для данного раздражителя.

В организме человека (и животного тоже!) сразу появляется Доминанта, т. е. резкое изменение состояния в организме. Эта Доминанта отрицательно воздействует на работу какого-либо органа, системы, которые в результате её действия изменяют режим (ритм) своей работы.

Имеет место замедление, торможение и даже работа органов и систем в обратном направлении...

В итоге возникает ситуация, приводящая к заболеванию. Именно так возникает любое заболевание.

В организме всегда действует одна Доминанта, и так будет до тех пор, пока группа новых раздражителей не образует новую Доминанту, которая, возможно, будет господствовать в организме, но старая Доми-нантв не исчезает бесследно.

Следы её работы переходят в наше Подсознание...

В итоге Доминанты порождают всё новые и новые акты сознательной и бессознательной жизни. Вот так, не имея постоянной спокойной жизни, мы постоянно находимся на грани заболеваний.

Имеются два выхода из постоянно создающихся ситуаций: либо надо приучить себя к неприятным воздействиям (иными словами, поднять для них "порог чувствительности"), либо исключить возможность появления раздражителей.

В самом деле, любая болезнь, любая неприятность, любая проблема, любое оскорбление и обида неизбежно порождают Доминанту.

Выполнение только этих Советов и Правил уже защищает нас от заболеваний.

Многие обращаются с просьбой объяснить на физическом плане, что же такое Доминанта, как её увидеть, как её почувствовать. Прежде всего, это проявление некомфортного состояния (что-то изменилось в результате чего-то...). Иными словами, Доминанту можно только почувствовать (её не было, и вот она появилась как результат реакции на что-то). Вот так, как мы живём, так и болеем!

Выполнением мудр мы как бы замыкаем либо усиливаем "работу" этих каналов как внутри нас, так и вне нас. Именно с помощью мудр мы как бы выравниваем всю нашу ауру (экстрасенсы такие действия мудр "видят").

В итоге, важнейшим условием для полной эффективности мудр является прежде всего спокойное, уверенное состояние, именно уверенное!

Разные группы заболеваний - разные Доминанты - разные препараты (по сути дела для одного и того же!). Например, в ряде случаев сердце не будет работать нормально, пока не будет нормально работать поджелудочная железа, или почки, или какой-либо другой орган (и даже система!).

Значит, действие мудр и должно выбираться на причины заболеваний. А как их распознать?

В этом случае неплохо знать основную зависимость наших главных органов и систем (и очередность их пиковых состояний). Иногда лечим то, что болит, а не то, что больно на самом деле. Как же распознать причины появления Доминанты!

Доминанта выбирает, как правило, слабое место. Залечишь это слабое место, поможешь ему, боль отойдет, а причина осталась, и Доминанта найдет свое новое место. Вот оно, правильно подмеченное. - одно лечим, другое калечим...

Заболевание, больной орган могут относиться к тому или иному энергетическому каналу. Точно узнать, какое время наиболее эффективно, - сложно, и поэтому надо провести несколько дней наблюдений, выполняя мудры в разные часы.

Одни мудры лучше будут "работать" в одни часы, другие в другие. У каждого будет своё, т. к. каждое заболевание обязательно связано с другими органами и системами организма. Дать рекомендацию, в какие именно часы выполнять ту или иную мудру, сложно и практически невозможно. У каждого свои заболевания, и они имеют различные причины, которые неизбежно "задевают" определенные органы и системы

7. Рефле́кс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов организма.

Структурной основой рефлекторной деятельности является рефлекторная дуга. Она состоит из рецепторов (воспринимают раздражение и являются частью афферентного нейрона), афферентных, или чувствительных, нервных волокон (передают импульсы от рецепторов в нервную систему), нервного центра (в нем происходит анализ и синтез афферентного возбуждения), эфферентных, или двигательных, нервных волокон (передают возбуждение от нервного центра к исполнительным аппаратам), эффекторов или исполнительных органов (мышцы, сосуды, железы и др.). Области тела, включающие совокупность рецепторов, раздражение которых вызывает определенный Р., называются рефлексогенными зонами. Эти зоны имеются во всех органах и тканях организма. Например, раздражение поверхности роговицы глаза вызывает Р. мигания, слизистой оболочки носоглотки — Р. чиханья. Примерами таких зон внутренних органов являются аортально-каротидная рефлексогенная зона, включающая рефлексогенные зоны дуги аорты, и синокаротидная зона, расположенная в месте разветвления общей сонной артерии на наружную и внутреннюю. Она состоит из двух образований — каротидного синуса и каротидного клубочка, в которых располагаются барорецепторы и хеморецепторы; рефлексы этой зоны участвуют в регуляции уровня АД и деятельности дыхательного центра.

Рефлекс является элементарной единицей нервного действия. В естественных условиях Р. осуществляются не изолированно, а объединяются (интегрируются) в сложные рефлекторные акты, имеющие определенную биологическую направленность. Биологическое значение рефлекторных механизмов заключается в регуляции работы органов и координации их функционального взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (см. Нейрогуморальная регуляция функций, Гомеостаз), сохранение его целостности и возможности приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды (см. Высшая нервная деятельность, Инстинкт, Функциональные системы).

Рефлексы объединяют в различные группы в зависимости от ведущего признака, взятого в основу их деления.

Классификация рефлексов:

1. В зависимости от появления в эволюции

(по А.Б. Когану).

1)элементарные безусловные рефлексы,

2)координационные безусловные рефлексы,

3)интегративные безусловные рефлексы,

4) сложнейшие безусловные рефлексы, или инстинкты,

5)элементарные условные рефлексы,

6)сложные формы высшей нервной деятельности.

2. В зависимости от происхождения, или способа формирования в процессе индивидуального развития

1) простые безусловные рефлексы (врожденные)

2) сложные безусловные рефлексы, или инстинкты (врожденные)

3) условные рефлексы (приобретенные в процессе постнатального онтогенеза)

3. в зависимости от онтогенеза безусловные рефлексы бывают:

1) постоянно существующие,

2) рудиментарные,

3) исчезающие с определенного периода онтогенеза (например, хватательный рефлекс Робинсона исчезает к 2-4 месяцам, рефлекс Бабинского - к 2 годам)

4) возникающие в период развития, в том числе во время полового созревания

. В зависимости от состояния здоровья

1) рефлексы здорового организма,

2). патологические рефлексы (например, рефлексы, возникающие при нарушении функции спинного мозга; например, разгибательный рефлекс Бабинского (разгибание большого пальца стопы в сторону тыла при раздражении подошвы стопы штриховым движением)

5. В зависимости от числа синапсов

1) моносинаптические

2) полисинаптические

6. В зависимости от рецепторов, активация которых вызывает рефлекс

1.экстероцептивные (болевые температурные, тактильные),

2. интероцептивные (хеморецепторные, барорецепторные, осморецепторные),

3.проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий и суставов)

7. В зависимости от локализации рефлексогенных зон

1) аортальные, каротидные (от рецепторов сонной артерии),

2) кожные,

3) сухожильные,

4) сердечные,

5) сосудистые,

6) висцеральные,

7) мышечные,

8. В зависимости от отдела мозга, необходимого для реализации рефлекса

1) спинномозговые (спинальные)

2) стволовые (бульбарные, мезенцефальные, понтийные),

3) диэнцефальные (гипоталамические)

4) мозжечковые

5) корковые

9. В зависимости от систем мозга, ответственных за реализацию рефлекса

1) вегетативные (симпатические, парасимпатические, метасимпатические),

2) двигательные,

3) сенсорные

4) интеллектуальные

10. В зависимости от органа, деятельность которого изменяется при реализации рефлекса

1) сердечные,

2) сосудистые,

3) дыхательные,

4) бронхиальные,

5) мышечные,

6) слюноотделительные,

7) желчеотделительные,

терморегуляционные

9) другие рефлексы

11. В зависимости от эффекта, возникающих при реализации рефлекса

1) дыхательные, чихательные, кашлевые,

2) сосательные, жевательные, слюноотделительные, желчеотделительные, сокоотделительные, всасывательные,

3) хватательные, локомоторные, статокинетические, статические, миотатические, разгибательные, сгибательные,

4) глазодвигательные, в том числе нистагм глаз

5) эрекционный, эякуляционный,

6) дефекационный, мочеиспускательный,

7) ортостатический, клиностатический

12. В зависимости от биологического значения

1) пищевые,

2) питьевые,

3) оборонительные

4) защитные

5) половые,

6) родительские и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: