Мышление

Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Мышление- процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление протекает на языковой основе. Слова оздают необходимую материальную оболочку мысли. Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях.

Процесс мышления - это прежде всего анализ и синтез, сравнение с другими объектами, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа -выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают 2 видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические закономерности мышления.

Б совр. психологии выделяют в основном 3 вида мышления:

1)наглядно-действенное;

2)наглядно-образное;

3)отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уг-му делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических док-тов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Формы мышления:

I.понятие (общие и существующие признаки).

2. Суждение (отражение связи между предметами явлениями, версии).

3. умозаключение (связь между суждениями, в рез. которой из одного или неск. суждений получается новое суждение).

21. Интеллект.

Это обобщённая способность к обучению, способность к отвлечённому мышлению; то, что обеспечивает эффективность адаптации поведения в сложной среде; то, что измеряется тестами интеллекта; это процесс, ведущий к абстрактному мышлению.

Опред-е Интел-та через приспособительн деят находит все больше сторонников.Сущность ител-та-структурирование отнош межд средой и организмом,а его развитие проявл-ся в более адекват адаптации.

Ин-т-это процесс,а не рез-т,выступ в виде способ-ти к обуч,к абстракт мышл. Отнош меж Интел-м и лич-ю- отнош взаимозавис-ти,связи межд ними особо проявл в мотивации умственной деят-ти,зависящ от установок,потреб-й,интересов и идеалов лич-ти,во много опред-т актив-ть Интел-та.В ев очередь св-ва лич зависит от степ объективности ее отнош-й к действит-ти,общ развития Интел-та.

Согласно Р. Кеттеллу — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:

1) текучий — который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;

2) кристаллизованный — в косм отражен прошлый опыт.

Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена.. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.

Согласно Р. Стернбергу — структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта: интеллект вербальный — характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; способность решать проблемы;

интеллект практический — как умение добиваться поставленных целей. Согласно Ч. Спирмену — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория генерального фактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень определяет успешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший ■— при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора, существуют: групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую и математическую компетентность; специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.

22. Воображение- Классификация процессов воображения По результатам:

• Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)

• Продуктивное (творческое) воображение о с относительной новизной образов;

о с абсолютной новизной образов. По степени целенаправленности:

• активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.

• пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. По виду образов:

• конкретное

• абстрактное

По приёмам воображения:

• агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

• схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях. По степени волевых усилий:

• преднамеренное

• непреднамеренное

Функции воображения

• представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

• регулирование эмоциональных состояний;

• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

• формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

• илануороъътоте v\ торотраитироъ&ние деятельности, составление про^трамм, оценка их правильности, процесса реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: