Социол.школа

Конец XIX — начало XX веков характеризуется социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления. Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам. Так, А. Бандуры считает, что агрессия — результат искаженного процесса социализации, в частности результат злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям. А. Берговец указывает, что между объективной ситуацией и афессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация, толкование для себя данной ситуации. Индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психические и соматические патологии, кризисные возрастные периоды развития и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом фатальной предопределяющей причиной преступного поведения.В настоящее время в западной криминологии наибольший удельный вес занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологические механизмы усвоения так называемой делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами. В этом направлении в социальной психологии США существует целый ряд довольно оригинальных попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры у несовершеннолетних.Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса, Т. Сайкса, считающих, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

49. Пр-пы ЮП- В основе сист науч знания, лежат опред пр-пы, т.е. основные положения, позиции, кот определяют методич подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов. ЮП опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделить следующие.Пр-п объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотнош. Данный пр-п требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Пр-п детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот пр п побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Пр-п единства сознания и деятельности. Становление этого пр-па в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов) связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека.Принцип развития. Из этого пр-па следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С.Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Пр-п личностного подхода. ЮП им своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внеш соц и природ среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формиров асоциальных форм поведения.Пр-п системности, к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования - системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. ЮП как наука, интефирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства (В.В.Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: соблюдение законности, равенства фаждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности (ст.ст. 3, 8, 21,24, 55, 62 КРФ).

50. Классифик методов- общ и спец.По способам суд-псих исследования:Общ-метод наблюд,эксперемента,анкетный метод, метод интервью,метод тестирования.Спец-метод психоанализа,метод психолог анализа УД,метод выявления скрываемых обстоят-в(полиграф).Наблюдение:исследование не наруш обыч ход деят-ти чел.Эксперемент:выявл завис-ть психич процессов от действующих на испытуемого внеш стимулов.Анкетныеладаются однород вопр для больш групп людей для получ количествен материала об интересующ нас факторах.Интервью-беседа,помогает изучить личность и построить гипотезы.Тестирование:анализ психич адаптации,состоян эмоц-волев сферы.Метод психоанализа:глуб всесторон исслед лич-ти,анализ его психологич защиты,х-р сопротивлений. По целям иссле методы делятся на: Методы науч исслед изуч психологич закон-ти чел отнош,регулир нормами права,разраб-т науч обоснованные рекомендации для практики-борьбы с преет и ее предупрежд. Методы психолог воздействия-применяют долж лица,ведущие борьбу с прест-ю,установл УПК;направл на достиж целей:предупрежд преет деят-ти,раскрыт преет и выявл его причин,перевоспит прест-в,их адаптация к услов норм существ-я.Эти методы основаны на знании уг-проц,психологии,криминалистики,кримин-гии и др. Методы суд-

ПСЕ1Х0Л экспертизы-наиб полн и объективное исследование, проводим экспертом-психологом по постанов след или суд орг-в.рамки примен дан методов очеречены законодат,регламентир пр-во экспер-зы.

51. Психология юр труда-исслед-т психологич закон-ти правоприменит деят-ти и изуч-т психологич основькпрофессиограмм юр профессий,инд стиля и мастерства,воспит проф навыков,подбор и расстановка кадров,проф ориентац,проф отбор,орг-я раб места идр.Особ-ти труда: 1 проф мотивация(стремл к справед,любовь к истине,чув долга,патриотизм)2.проф целенаправл-тьЗ.система практич Дей-й4.умение набл и оценивать рез-т ев Дей-й.Св-ва,присущ юристу:в познават сфере(развит мышлен,речь,монимические процессы,внимание,сообр);в регуляторной сфере(эмоц св-ва:гуманность,честность,патриотизм,отв-ть и волевая сфера:принцип-ть,организованность,настойчивость,лидерство);в коммуникативн сфере:информативность(соц активность в об-ве,способ-ть к передаче верб и неверб инф),интерактивность(способ-ть к взаимод,коллективизм,общность).Возник и развит проф морали напрям связ со страновлением той или иной профессии,в ряде случ явл необх элементом проф обуч и проф деят-ти.

52. Особ-ти соц деят-ти,реконструктивн,организац- ля всех юр профессий одной из гл сторон деят-ти явл коммуникатив деят-ть,кот заключ в общении в услов прав регулир.Это регул отклад отпечаток на всех учас-в общения,наделяя их особ правами и обяз-ми,придавая общению специф оттенок,выдел юр профессии в отдельн группу.Организационн деят-ть:орг-я собствен работы в теч раб дня,нед,орг-я раб по делу в услов ненормирован раб дня;орг-я совместной раб с др дол лицами,правоохр орг,др сторонами в угол процессе. Св-ва,присущ юристу:в познават сфере(развит мышлен,речь,монимические процессы,внимание,сообр);в регуляторной сфере(эмоц св-ва: гуманность,честность,патриотизм,отв-ть и волевая сфера:принцип-ть,организованность,настойчивость,лидерство);в коммуникативн сфере:информативность(соц активность в об-ве,способ-ть к передаче верб и неверб инф),интерактивность(способ-ть к взаимод, коллективизм, общность).

53. представл о целостной структуре личности-С зрен рус языка "личность" -"человек,... носитель каких-нибудь свойств..." или "совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность...", "отдельный человек в обще­стве, индивидуум..." ("Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека" Кон. Социология личности). Человек-это не только лич-ть,но и организм. Структура личности - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.Элементами структуры чел, как целостность,явл общ,особенные и единич(индив) св-ва.структур подход позвол разобраться во множестве св-в и особ-й чел.Перв котегор психич явл-й-психич процессы(ощущ,восприят,память,мышление,кот опред-ся относит кратковрем-ю их протек.втор котегор-психич состояния(бодрость,усталость,актив-ть,пассив-ть,раздраж-ть,настроение),они доительнее,чем психические.Третья котегор-психич св-ва личности(наиб стойкие,но тож мог измен-ся в рез биолог развит чел,в рез заболев,под влиян соц условий-воспит и самовоспит).Люб реакц чел зависит от тех особ-й лич-ти,кот сформир у него в процессе его соц опыта-от его потребностей,стремл-й,установок.Особ-ти потреб-й:конкрет содержат х-р(предм или деят-ть);осознание данной потр-ти чел-ком,сопровожд эмоц состоянием;побуждение к удовл потреб;ослабл или исчезнов потреб,м б их отрищповторн возник потреб-ти.Здесь идет переживание потребности.Интерес-специф отнош лич к об-ту в силу его значимости и эмоц привлек-ти.Для структ интересов правой хар-но:наруш равновесия меж потреб и интересами;извращ х-р некот потреб;бедность потреб и интер;аморальность способа их удовл.

Культурн.уровень развития: 70% - семья, 45% - дружба, 35,9% - дети, образ.,26,8 - секс.поведение. Грабежи разбои -деньги,насильтствен.преет. - физ.сила, секс, должн.преет. - карьера, власть. Дефекты культ.ценностей предопредел.совершение преступлений и их направленность.

54. Познават деят-ть лич-ти.Сенсор- лич-ть реализ-ся в деят-ти,кот возможна благодаря познанию ОС.познават деят-ть вкл-т:сенсорные,перцептивн,мнемические и интеллект процессы.Сенсор познават процессы-кот отраж отдельн св-ва предм и явл.психич рез-т этого Дей-я называется ощущением.ощущ-отраж-е отдельн св-в предм-в,явл-й матер мира.В ощущ отраж объективн кач-ва предм(цвет,запах,темпер,скус) и интенсив-ть воздейств на нас раздражит-й(выс/низ темпер). Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы -ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции - рассматриваются как особые формы действий.

55. Интеллект и мыслит процессы- отмечается в лит-ре,что интеллект-это.обобщенная способ-ть к обучению;способ-ть к абстрактному мышлению; то,что обеспечивает эффективность адаптации;то,что измеряется тестами интеллекта.Сущ-ть Интел-структурирование отнош меж средой и организмом,а его развитие проявл-ся в более адекват адаптации.Это процесса не рез-т,выступающий в виде способ-ти к обучению.Мышление возник тог,когд окр действит-ть,окр люди,треб-т от чел реш к-л задачу,ответить на вопр.Приход-ся реш и задачи,кот став перед следователем расследование УД.Это отраж объективного мира.кот отлич некот признакамиюпосредованность мышл(вывод об объекте без его ощущ и наблюд),обобщенность,открытие нового,целенаправленность,связь с речью и познанием. Процессы мыш(способы):сравн,анализ,синтез,абстрагирование,конкретиз.Формы мыш:1.понятие(мысль,в кот отраж общ и специф призн предм/явл)2.суждение(выр-ся в предложении,отраж связь меж предм/явл)3.умозаключение(связь межд сужден,в рез кот из 1-го или неск суждений мы получ новое).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: