Понятие бытия.проблема бытия в истории философии

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия»(Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно обшее понятие о существовании, о сущем вообще). В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно. Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие». Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Отправляясь от категории бытия, Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие». Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира — мир сознания и мир природы — могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой является одним из основных вопросов философии. этот подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот. В этом отношении бытие человека это диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. К таким формам объективного духа относятся все формы общественного сознания: наука, религия, мораль, искусство и т.д. Разумеется между объективным и субъективным духом существует органическая взаимосвязь как в процессе становления, так и в процессах развития и функционирования. Внутренний психический мир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, а сам объективный дух, мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока предполагается существование индивидов и мира их сознания.

Аналогичным образом своеобразный способ существования характеризует человеческое общество. В тех связях и отношениях, которые лежат в основе социальных систем, теснейшим образом переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный дух. Затронутая тема бытия для философии имеет большое значение. Фактически все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производим, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Так материализм считает основной формой природное бытие, а остальные производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой принимает объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия.

(НАЧИНАЕТСЯ УЖЕ ПРО ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В ИСТОРИИ)

первые представления о бытии как о философской проблеме в западной философии сформулированы элеатами (VI-V вв. до Р.Х.), которые утверждали, что только бытие есть, а небытия нет. Наиболее видный представитель элейской школы Парменид считавший, что учение об истине - это учение о бытии и бытие едино, вечно, неизменно, неподвижно, неделимо. Учение о множественных преходящих вещах мира, по Пармениду, есть учение мнения.

Учение элеатов было противоположным учению Гераклита (VI-V вв. до Р.Х.), для которого бытие было вечным становлениеа, движением, процессом вещей, происходящих из огня. Огонь, в свою очередь, возникает по необходимости из высшего разумного начала Логоса. Понятие Логоса - смысловая область сходимости идея элеатов и Гераклита.

Учение Платона наиболее близко учению главы элейской школы Парменида, поскольку для него истинно сущее - мир идей, а преходящий видимый мир множественных вещей и явлений можно считать почти несуществующим, близким к ничто (к небытию). Все вышеназванные направления представляют собой монизм, то есть усматривают единую первооснову существования. В учении Платона можно найти элементы дуализма в части разделения им мира на мир идей и мир вещей, а в учении Аристотеля - элементы плюрализма, в части учения о множественности форм сущего. Для Аристотеля в мире неподвижен, неизменен, вечен только "перво-двигатель" - Бог. Классический вариант дуализма представлен в учении Р. Декарта (1596-1650), который резко разграничивал протяженную материю и мыслящего субъекта.

Преодолевая дуализм Декарта, Г. Лейбниц (1646-1716) и в мышлении, и в материальных объектах видел единую энергетическую, деятельную основу. Учение Лейбница о едином деятельном начале всего сущего - монизм, а его учение о множественности различающихся между собой монад можно назвать плюрализмом. Религиозный философ-идеалист Дж. Беркли (1685-1753) утверждал, что существуют только воспринимаемые вещи (человеком или Богом), т.е. вне персонального восприятия нет существования.

Для философа XVIII в. И. Канта проблема бытия не есть проблема разработанной им критической философии, поскольку она относится к области метафизики, то есть к проблемам, решение которых лежит за пределами возможного опыта. Бытие для Канта простая связка в суждениях.

Логик и философ XIX в. Дж. Милль считал бытие эмпирической проблемой, по Миллю, бытие есть постоянная возможность отношения.

В диалектическом материализме Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей бытие - философское понятие, обозначающее независимый от сознания материальный й объективный мир. Пожалуй, дополнительный взгляд на проблему бытия в философии XIX-XX вв. можно найти у экзистенциалистов, которые считали, что истинное бытие - это существование человека в пограничных ситуациях страха, трепета, тошноты, рвоты, страдания, приближающейся смерти.

Несколько слов следует сказать о противоположном бытию понятии "небытие". Схоласт Горгий (V-IV вв.) отождествлял бытие и небытие. Для Платона и Плотина небытие (точнее, почти небытие, почти ничто) становящийся, изменчивый материальный мир. Божественное творение мира из ничего, скорее, неверная интерпретация религиозных учений, поскольку творению предшествовала Божественная идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: