1. Предупредительная функция, позволяет на предварительной стадии проверить все исходные данные, предупредить возможные нарушения законодательства и на основе проведенного анализа предшествующего периода деятельности выявить дополнительные резервы.
2. Регулятивная функция, осуществляется посредством текущего контроля. Позволяет своевременно выявить отклонения и причины, приведшие к ним, и внести необходимые коррективы.
3. Оценочно-аналитическая функция, реализуется в форме последующего (итогового) контроля. Позволяет проанализировать качество и эффективность достижения цели, выявить резервы и служит информационной базой планирования будущей деятельности организации.
- экономический анализ, как метод финансового контроля.
Система государственного финансового контроля включает следующие три подсистемы:
- бюджетно-финансовый контроль;
- налоговый контроль;
- таможенный контроль.
Субъектами государственного финансового контроля являются федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.
Независимый (аудиторский) контроль Целью аудита является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) ответственности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству РФ.
Общественный контроль осуществляют различные общественные организации: профсоюзы (за использованием средств, выделяемых на социальные цели), средства массовой информации, общественная палата РФ, политические партии.
Внутренний контроль любой организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:
- определение фактического состояния организации (объекта контроля);
- сравнение фактических данных, с запланированными;
- оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
- выявление причин зафиксированных отклонений.
Объекты внутреннего контроля - какие-либо материальные ресурсы организации.
Предметы внутреннего контроля - фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования.
1. Принцип ответственности (должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность.
2. Принцип сбалансированности. Нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией.
3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
4. Принцип интеграции. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления..
5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем.
6. Принцип постоянства.
9. Принцип разделения обязанностей.
10. Принцип разрешения и одобрения. Должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.