Политика накопившихся кумулятивных дивидендов

Иногда не желая применять политику не денежных выплат и не имея достаточных финансовых ресурсов для денежных дивидендных выплат, корпорация решает использовать политику накопившихся денежных дивидендов. В этом случае дивиденды объявляются, но их выплаты отсрочивается до лучших времен.

Практика и теория реализации дивидендной политики знают много примеров реализации дивидендных выплат в соответствии с обозначенными выше политиками или даже в соответствии с некоторыми специфическими обстоятельствами, в которых находится данная корпорация. Ученые делают попытки расклассифицировать теоретические принципы, согласно с которыми применяется на практике та или иная дивидендная политика. Так, в соответствии с классификацией, приведенной И.О.Бланком[5], теории, которые пробуют объяснить как «правильно» применять дивидендную политику, выдвигают гипотезы касательно поведения инвесторов в зависимости от дивидендной политики. Это, прежде всего, теории: про независимость дивидендов, про предпочтение дивидендов, про минимизацию дивидендов, сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования), теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория клиентуры).

23. Управление развитием капитала. Виды инвестиций.

В Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ дается следующее определение инвестициям: "...инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта".
Таким образом, под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта.
Инвестиции -более широкое понятие, чем капитальные вложения.
По объектам вложения инвестиции принято делить на портфельные и реальные.
Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги.
Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал-основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
В зависимости от периода инвестирования выделяют долгосрочные (в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы) и краткосрочные инвестиции (в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т. д.).
По формам собственности различают совместные, иностранные, государственные и частные инвестиции.
По региональному признаку инвестиции подразделяют на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны.
Кроме того, по характеру участия различают непрямые (предполагается наличие посредника) и прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект).

Виды инвестиций:

Инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения. В качестве инвестиций могут выступать:

- Денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;

- Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);

- Объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;

- Права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.

Инвестиции, в широком понимании, бывают не только финансовые. Они представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.
Инвестиции являются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль, как на макро- так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.

24. Управление развитием капитала. Управление инвестиционным процессом и его этапы.

Инвестиционный процесс представляет собой совокупность действий по привлечению на определенное время накоплений населения и юридических лиц с целью их использования путем образования производственного основного и оборотного капиталов для получения предпринимательской прибыли. В этом процессе всегда участвуют две стороны: первичный инвестор и предприятие — соискатель средств для своего производственного развития. Как экономическая категория инвестиционный процесс выражает отношения, которые возникают между его участниками по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства. На макроуровне инвестиционный процесс заключается в том, что сбережения населения, юридических лиц и часть доходов государств» не использованная на потребление, превращаются в производственное оборудование, здания и сооружения, технологию, материалы и энергию (инвестиционные товары), в результате чего происходит расширение производства в масштабах общества. Рост производства увеличивает возможности для сбережений, которые являются потенциальными инвестициями; сбережения, превращаясь в инвестиции, ведут к расширению производства и т.д.

Технология управления инвестиционным процессом включает: мониторинг инвестиционного климата региона и отдельных предприятий; оценку инвестиционного климата отраслей и предприятий; разработку стратегии инвестирования и инвестиционной деятельности предприятия; экономическое регулирование рынка инвестиций; оценку влияния инвестиций на финансовые потоки предприятия.

С точки зрения управления реальными инвестициями выделяют следующие этапы инвестиционного процесса на уровне предприятия:

— мотивация инвестиционной деятельности;

— разработка программы развития предприятия и обоснование целесообразности ее реализации;

— планирование инвестиций;

— финансовое обеспечение инвестиционной деятельности;

— обеспечение реальных инвестиций материально-техническими ресурсами;

— страхование реальных инвестиций;

— мониторинг и регулирование инвестиционного процесса;

— оценка результатов инвестирования.

25. Управление развитием капитала. Экономический смысл дисконтирования

Экономический смысл дисконтирования заключается во временном упорядочении денежных потоков различных временных периодов. Коэффициент дисконтирования показывает, какой ежегодный процент возврата хочет (или может) иметь инвестор на инвестируемый им капитал.

Экономический смысл дисконтирования состоит в нахождении суммы, эквивалентной будущей стоимости денежных средств. Будущая стоимость представляет собой сумму, которая будет получена в результате инвестирования денежных средств при определенных условиях (процентной ставке, временном периоде, условиях начисления процентов и др.) в будущем.

26. Управление развитием капитала. Оценка инвестиций.

Инвестиции – это средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены.

Оценка инвестиций, как правило, ставит следующие ключевые вопросы:

- рентабельность вложения средств в данный проект;

- сроки окупаемости инвестиций;

- степень и факторы риска, оказывающие определяющее влияние на результат.

27. Финансовый анализ. Виды финансового анализа. Структурный анализ активов и пассивов.

Финансовый анализ – это аналитические процедуры в отношении некоторого объекта исследования основывающихся на данных финансового характера.

Источником финансовой информации является баланс, отчет о прибы и убытках и отчет о движении средств.

Для принятия решения целесообразно принимать период от 2-3 лет, а статистические данные учитывать в периоде от 5-10 лет.

Разновидности финансового анализа:

1. Анализ деловой активности – анализ эффективности использование фирмой своих средств на основе системы качественных и количественных показателей, которые позволяют оценить, на сколько быстро вложенные в активы денежные средства превращаются в реальные деньги.

2. Анализ рентабельности

3. Анализ рыночной активности – позволяет оценить собственником и инвестором на какие доходы они могут рассчитывать в будущем (прибыль на акцию, балансовая стоимость 1 акции, соотношение цены и прибыли и т.д.).

4. Анализ финансового состояния осуществляемый при применении следующих методов: горизонтальный (временной и вертикальный (структурный) анализы – трендовые анализы; анализ относительных показателей; сравнительный (пространственный анализ); факторный анализ. Рассчитывается согласно коэффициенту Альтмана – отражает вероятность наступления банктротства на основе следующей выявленной зависимости:

Z = 1,2*x1 + 1,4*x2 +3,3*x3 + 0,6*x4 + x5

X1 = тек.актив./ валют.баланса = 290 / 300

Х2 = деб.кап. / вал.бал. = 420 / 300

Х3 = чист.приб /вал.бал. = 190 ф№2 / 300

Х4 = уст.кап /вал.бал = 410 / 300

Х5 = выручка / вал.бал = 010 ф№2 / 300

Структурный анализ активов и пассивов

В рамках этого метода осуществляется сравнение каждого из элементов имущества и финансирования с величиной авансирования в производство капитала. Главной целью структурного анализа – это выявлять тенденции в изменениях структуры обращения внимания на основные элементы активов, такие как запасы и дебиторская задолженность и на изменение пассивов, в частности дебиторской задолженности.

28.Финансовый анализ. Диагностика финансового состояния. Анализ финансовой устойчивости.

Расчет типа финансовой устойчивости заключается в определении достаточности-недостаточности средств(собственных, долгосрочных, общей величины) для формирования запасов.

Анализ финансовой устойчивости - анализ состояния счетов предприятия на предмет его платежеспособности. Анализ устойчивости предприятия производится на основе построения баланса неплатежеспособности, который включает в себя показатели, характеризующие общую величину неплатежей, причины неплатежей и источники средств, ослабляющих финансовую напряженность.

Общая характеристика моделей диагностики финансово состояния и прогнозирования банкротства

В основе оценки финансового положения предприятия лежит финансовый анализ, основу которого составляют горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и другие методы анализа. Тем не менее, применение всего "арсенала" финансовой аналитики не всегда является обоснованным решением, так как сопряжено со значительными временными и трудозатратами, результаты которого могут быть достаточно противоречивыми и не гарантировать объективную оценку происходящих процессов.

Требуется применение некого универсального инструментария, позволяющего достаточно точно, быстро и при сравнительно небольших трудозатратах определить финансовое положение компании - провести экспресс-анализ.

Методические подходы, касающиеся оценки финансового состояния, разработанные зарубежными и российскими авторами, включают в себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Как правило, на их основе в большинстве методик рассчитывается комплексный показатель вероятности банкротства.

Эти методики и модели должны позволять прогнозировать возникновение кризисной ситуации предприятия заранее, ещё до появления очевидных признаков. Такой подход особенно необходим, так как жизненные циклы предприятий в рыночной экономике коротки (4--5 лет). В связи с этим коротки и временные рамки применения в них антикризисных стратегий, а в условиях уже наступившего кризиса предприятия их применение может привести к банкротству. Указанные методики должны позволять использовать различные антикризисные стратегии заранее, ещё до наступления кризиса коммерческой организации, с целью его предотвращения.

В экономической литературе предлагается несколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства предприятий.

В основе первого направления лежит использование финансовых показателей, а также таких критериев, которые характеризуют уровень менеджмента на предприятии. Модели качественного направления основываются на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству.Если для исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.

Модели интегрального анализа связаны с расчетом единого интегрального показателя. Для этого вычисляется предусмотренный той или иной моделью набор финансовых показателей. При этом каждому показателю присваивается его вес в модели. Полученное расчетное значение интегрального показателя, как правило, сравнивается с установленными пороговыми значениями (классом или группой), тем самым делается вывод о вероятности банкротства.

В основе моделей альтернативного подхода лежит использование качественно новых возможностей оценки анализа финансового состояния предприятия посредством применения теории нечетких множеств, метода квадратов интенсивности и др.

29. Финансовый анализ. Диагностика финансового состояния. Анализ ликвидности и платежеспособности.

Ликвидность-скорость превращения имущества(активов) в реальные ден.средства.

Платежеспособность-способность своевременно отвечать по своим обязательствам.

Всё имущество предприятия разделяют на 4 группы по степени ликвидности.

А1-наиболее ликвидные

А2-быстрореализуемые активы

А3-медленно реализуемые активы

А4-труднореализуемые активы

П1-наиболее срочные средства

П2-краткосрочные заемные средства

П3-долгосрочные пассивы

П4-постоянные пассивы

Установление уровня платежеспособности предприятия осуществляется по средствам сравнения соответствующих групп активов группам пассивов.

30.Финансовый анализ.Z-коэффициент Альтмана. Оценка кредитоспособности.

Коэффициент Альтмана отражает вероятность наступления банкротства на основе следующей зависимости:

Z=1.2*х1+1.4*х2+3.3*х+0.6*х4+х5

Z<1,8 вероятность-max

Z>3 вероятность-min

Для производственной сферы:

Z=6.56*х1+3.26*х2+6.72*х3+1.05*х4

Z<1.1 вероятность банкротства - max

Z>6,2 вероятность банкротства- min

Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) -- его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и изучен. Значимой и весьма сложной для аналитика проблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность в перспективе. Поэтому цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы и предполагает решение следующих задач:

- обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;

- определение эффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;

- осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;

- проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требований в отношении показателей его финансового состояния;

- анализ целесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика;

- выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;

- анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга. Группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон, Д. Колдвел) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночных критериях. Этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособность с учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытия процента). Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью определяются отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций фирмы относительно курсов акций других фирм. Однако расчет некоторых коэффициентов сложен и требует применения специальных статистических методов. На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определенные коэффициенты и решает вопросы, связанные с методикой их расчета. Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициента. В соответствии с баллами устанавливается класс организации: первоклассная, второклассная, третьеклассная или неплатежеспособная. Класс организации принимается банком во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий кредитования, установлении режима кредитования (форма кредита, размер и вид кредитной линии и т.д.), оценке качества кредитного портфеля, анализе финансовой устойчивости банка.

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает:

- разработку системы оценочных показателей кредитоспособности;

- определение критериальных границ оценочных показателей;

- ранжирование оценочных показателей.

31.Финансовый анализ. Факторный анализ Дюпона.

В рамках общей деятельности предприятия выделяют 3 вида деятельности:

-основная

Эффективность которой может выражаться в показателе рентабельности продаж

-инвестиционная

Эффективность может быть реализована показателем оборачиваемости активов

-финансовая деятельность

Эффективность которой может быть охарактеризована показателем соотношения собственных и заемных средств(плечо фин.рычага)

Главным показателем, характеризующим общую деятельность является рентабельность собственного капитала.

РСК=ЧП:СК=ЧП:выр*Выр:актив*А:СК

Актив=пассив

Смысл этого анализа заключается в том,что разложив эффективность общей деятельности на эффективность каждого из видов деятельности можно сделать вывод о том,что повлияло положительно или негативно на изменение величины рентабельности собственного капитала в динамике.

32.Финансовое планирование. Этапы финансового планирования. Цели и объекты планирования на этапах.

Финансовое планирование является частью внутрифирменного планирования и выполняет задачи:

-предает стратегическим целям организации форму конкретных финансовых показателей

-определяет границы затрат. необходимых для реализации постоянных целей

-данные по текущему и оперативному планированию являются основой для корректировки общефирменной стратегии

Финансовое планирование как процесс можно разделить на 4 этапа:

-анализ финансовой деятельности за предыдущие периоды

-долгосрочное финансовое планирование

-текущее финансовое планирование

-оперативное финансовое планирование

Основными задачами первых 2х этапов является определение допустимых, с точки зрения финансовой устойчивости, темпов расширения фирмы. Задачей 3 и 4 этапов является обеспечение постоянной платёжеспособности.

Объектом планирования при долгосрочном планировании являются:

-структура основного капитала

-структура и цена источника финансирования, в особенности постоянные пассивы(собственный капитал и долгосрочные обязательства)

Объектом краткосрочного планирования являются:

-величина и структура текущих активов

-величина и структура краткосрочных обязательств

33.Финансовое планирование. Методы долгосрочного планирования.

Методы долгосрочного планирования:

-метод прогноза продаж

-метод процентов от продаж

-определение требуемой величины финансирования

-регрессивный анализ

-расчет ТБУ

34.Финансовое планирование. Технология бюджетирования.

Основной бюджет состоит из операционного бюджета (А-И) и финансового бюджета(К,Л,М).

А-бюджет продаж

Б-б. производства

В-б. производственных запасов

Г-б. прямых затрат на материалы

Д-б. производственных накладных расходов

Е-б. прямых расходов на оплату труда

Ж-б. коммерческих расходов

З-б. управленческих расходов

И- отчет о прибыли и убытках

К- инвестиционный бюджет

Л- массовый бюджет

М- балансовый отчет

Оперативное планирование не превышает месяц, предполагает ведение и исполнение платежного календаря, притоки и оттоки по неделям или месяцам, кассового плана, расчета потребности в краткосрочном кредите.

«Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений»

Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

этап разработки и проекта сводного бюджета;

утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;

анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

35.Антикризисное финансовое управление. Принципы антикризисного финансового управления. Факторы возникновения кризиса.

Кризис предприятия всегда вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам внешней среды. На причины возникшего кризиса влияет много различных факторов. Существует две основные группы факторов:

Внешние факторы (факторы, которые являются результатом изменений внешней среды: рыночной, политической, экологической, социальной и так далее, т.е. факторы которые не зависят от деятельности предприятия);

Внутренние факторы (факторы, которые порождаются внутренней деятельностью предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса можно разделить на:

1. Факторы социально-экономического развития:

· Рост инфляции;

· Нестабильность налоговой системы;

· Нестабильность регулирующего законодательства;

· Снижение уровня реальных доходов населения;

· Рост безработицы.

2. Рыночные факторы:

· Снижение емкости внутреннего рынка;

· Усиление монополизации на рынке;

· Нестабильность рынка валюты;

· Рост предложения товаров-субститутов (т.е. товаров которые отличаются применяемой технологией, невысокой ценой, но имеют тоже назначение).

3. Другие факторы:

· Политическая нестабильность;

· Стихийные бедствия (экологический фактор);

· Рост криминальной деятельности.

Внутренние факторы возникновения кризиса можно разделить на:

1. Управленческие:

· Высокий уровень коммерческого риска;

· Недостаточное знание конъюнктуры рынка;

· Неэффективный финансовый менеджмент;

· Плохое управление издержками производства;

· Отсутствие гибкости в управлении;

· Недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

2. Производственные:

· Устаревшие и изношенные основные фонды;

· Низкая производительность труда;

· Высокие энергетические затраты;

· Перегруженность объектами социальной сферы;

· Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

3. Рыночные:

· Низкая конкурентоспособность продукции;

· Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Каждый из этих факторов может вызвать кризис на предприятии. Особенно опасной может быть ситуация, когда в основе кризиса лежит несколько факторов из разных групп, но, как правило, в основе всегда лежит один фактор, который долго остается незамеченным, прогрессирует и ухудшает ситуацию с каждым витком производственного или хозяйственного цикла, накапливая нерешенные проблемы, подготавливая плодородную почву для роста рисков возникновения других факторов. Как правило, такое влияние на предприятие оказывают управленческие факторы, незначительные на первый взгляд, они имеют тенденцию спонтанного роста и могут привести к серьезной кризисной ситуации.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими причинами:

· Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

· Отсутствием четкого распределения функций и ответственности среди руководителей и персонала предприятия;

· Низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;

· Низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;

· Слабым финансовым менеджментом;

· Слабым производственным менеджментом.

36.Антикризисное финансовое управление. Этапы вывода из кризисного состояния.

Этапы выхода из кризисного состояния:

-восстановление текущей платежеспособности(проводятся меры по увеличению денежных средств, продажа наиболее ликвидных элементов имущества)

-восстановление финансовой устойчивости(меры по ликвидации неэффективных производств, оптимизация численности, повышение эффективности использования и учета запасов)

-восстановление финансового равновесия в длительном периоде(меры по увеличению конкурентоспособности продукции)

37.Антикризисное финансовое управление. Виды реорганизации предприятий.

В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации предприятий:

· слияние

· присоединение

· разделение

· выделение

· преобразование

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.

По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: