Обучаемость и сенсомоторная интеграция

Описанная нами сенсорная карта влияет на моторную систему двумя способами: адаптация/моторное обучение (долгосрочные влияния) и непосредственная регуляция движения. В дополнение к проприоцепции, зрение, слух и когнитивное познание являются определяющими факторами моторного обучения. Сначала зрение может иметь преобладающую роль по отношению к проприоцепции, то есть направлять взгляд или фиксировать визуальное изображение для ускорения получения навыка. Но как только движение запоминается, преобладание зрения снижается в пользу проприоцепции. Опыт сильных эмоциональных переживаний почти всегда приводит к переходу от короткосрочной к долгосрочной памяти, одновременно с аналогичным поведением стимулированных этим опытом мышц.

Многие моторные действие основаны не на мгновенной обратной связи, а приспосабливаются к предыдущей сенсорной информации, сохраненной в виде сенсорных энграмм, (другими словами, привычных образцов). Проприоцептивная обратная связь сама по себе не необходима нам для выполнения движения. Однако принципиально важно, что, при отсутствии проприоцепции, моторная система неспособна ни к управлению высокоточными или вновь изучаемыми движениями, ни к улучшению этих движений. (78L) Иными словами, сенсорная обратная связь жизненно важна для того, чтобы вносить новые изменения в схему движения. Тело должно знать себя, чтобы преобразовать установленные некогда образцы моторики.

«Обучение — это открытие самого себя непосредственному переживанию жизни. Открытие — моторный акт; переживание — взаимодействие между моторными и сенсорными процессами». (ВВС, 118)

«Произвольность» относительна

Адаптация (выживание) и самовыражение являются неотъемлемой частью нервных процессов, происходящих непосредственно с помощью мускульной системы. Выражаясь терминами эволюции, мускул связывает нас с животными, которые, подобно нам, могут бежать, кусать, держать, общаться с помощью яркого языка движения и экспрессии. Но наличие развитой коры головного мозга позволяет нам также приостановить, подавить и исказить или повторно формулировать инстинктивное поведение. Столкновение потребностей и восприятия может привести к самым разнообразным и противоречащим друг другу ментальным и мышечным импульсам.

Я не мог сказать, что я спрыгнул из того автобуса,
тот автобуса, что вон — поехал, со своим ребенком на руках,
потому что я не знал этого. Я верил только собственной истории:
Я выпал, или автобус отъехал
когда одна моя ступня была в воздухе.
Я не запомнил бы сжатие челюсти,
Злость на то, что я пропустил мою остановку, прыжок
в воздухе, пристальный взгляд ребенка
на меня, шагнувшего в воздух ……..
Шарон Олдс, 53

В той мере, в какой между системами существует интеграция, мы имеем дело с симфонией грациозности, целесообразности, соответствия. Отсутствие интеграции — от нормальной до чрезвычайной — снижает наше непосредственное восприятие самих себя и отражает болезненные, сложные и индивидуальные обстоятельства истории нашей жизни.

Хотя мы говорим о «произвольной» мускулатуре, а работа коры головного мозга связана с «сознательной» деятельностью, эти предположения могут ввести в заблуждение. Освоенные навыки поведения инициированы и управляются энграммами или гештальтами, воспоминанием о том, как переживались определённые действия. «Функционирование этих сенсорных воспоминаний более напоминает некие оттиски или шаблоны, чем действительно линейную последовательность команд …., каждый квант памяти энграммы содержит всю специфику движения, [...] сохраненного как изображение или схема». (Юхан, 289)

Мы можем думать, что мы выбираем движение преднамеренно, но то, как мы фактически двигаемся, является суммой нашей истории. И мы можем выполнять весьма значительные и сложные движения, совершенно не осознавая, что мы поступаем подобно водителю, который удивляется тому, что он сумел доехать до определённого места, между тем, как всю дорогу голова его была в совершенно ином месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: