а) В тигле смешайте немного кристаллического иодида калия с равным количеством оксида марганца(1У), добавьте 2 капли конц. серной кислоты. Накройте тигель круглодонной стеклянной (или фарфоровой) чашкой с холодной водой. Поместите тигель на асбестовую сетку и осторожно нагревайте. Соберите образовавшиеся кристаллы иода со дна чашки на часовое стекло или в бюкс.
Уравнение реакции получения иода: ………………………………………
Процесс образования на холодной стенке чашки кристалликов иода из его паров называется ……………………………………
б) В пробирке смешайте несколько кристалликов бромида калия, немного оксида марганца(1У) с несколькими каплями конц. серной кислоты. Слабо нагрейте. Отметьте цвет и запах (осторожно!) образующихся паров.
Во второй пробирке проведите аналогичную реакцию с иодидом калия. Чем отличаются эффекты этих реакций?
Наблюдения: ………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Уравнения реакций:
Получения брома: ………………………………………………………………….
|
|
Получения иода: …………………………………………………………………...
Оксид марганца(1У) выполняет в этих реакциях роль ………………………….
в) Приготовьте три пробирки, налейте в каждую ~ по 1 мл растворов: в 1-ю – бромида калия, во 2-ю и 3-ю – иодида калия. В 1- и 2-ю добавьте по каплям свежеприготовленную хлорную воду, в третью – бромную воду. Обратите внимание на окраску растворов. Добавьте в каждую из них немного бензола (толуола), энергично встряхните. Сравните интенсивность окраски растворов и бензольного слоя.
Уравнения реакций, наблюдения:
1) ………………………………………………………………………………………………………
2) ………………………………………………………………………………………………………
3) ………………………………………………………………………………………………………
Сравните окислительную активность галогенов:
φ0 (Cl2 /2Cl-) = …………. Окислительная
φ0 (Br2 /2Br-) = …………. активность
φ0 (I2 /2I-) = ……………. ………………..