Цель работы

1. Определить тепловой эффект реакции нейтрализации кислоты (основания) раствором основания (кислоты). Научиться готовить растворы заданной молярной и нормальной концентрации из твердого вещества и разбавлением.

2. Определить теплоту диссоциации слабого электролита.

Реактивы.

· Раствор сильной кислоты (HCl и HNO3 – по указанию преподавателя).

· Раствор уксусной кислоты (CH3COOH).

· Раствор щелочи (NaOH или KOH).

Оборудование и посуда.

· Прибор для определения тепловых эффектов (калориметр)..

· Термометр на 50-100°С.

· Мерные цилиндры на 100 мл и 50 мл.

· Стеклянные воронки (для кислоты и щелочи).

Выполнение работы.

1. Взвести сухой калориметрический стакан.

2. Собирают калориметр, как показано на рис. 2.1.

3. В цилиндр наливают раствор сильной кислоты (или щелочи). В другой цилиндр наливают соответственно раствор щелочи (или кислоты соответственно) (задание получить у преподавателя).

4. Раствор вносят в калориметр. Закрывают сосуд Дьюара пробкой с двумя отверстиями. Одно отверстие предназначено для термометра, второе – для добавления позже раствора с большей концентрацией.

5. Вставляют термометр в пробку калориметра.

6. Производят отсчет температуры каждые 30 сек. до установления ее равномерного хода либо до постоянного значения температуры (одинаковые значения не менее 5 раз). Значения температуры заносят в таблицу (оставить место для таблицы 8-10см).

7. Через воронку в пробке калориметра быстро вливают второй раствор, закрывают и перемешивают раствор. При этом не прерывают отсчет времени и продолжают отмечать температуру каждые 30 сек. Температура при реакции нейтрализации повышается. Если по какой-либо причине отсчет температуры не был произведен в очередной раз, то при записи ставится прочерк. Повышение температуры, сопровождающее реакцию нейтрализации – главный период в опыте. Он продолжается до установления вновь равномерного хода температуры.

8. Когда наблюдается равномерный ход температуры (или устанавливается ее постоянное значение) в течение двух минут, опыт прекращают.

9. Повторяют точно так же опыт с использованием раствора слабой кислоты.

Таблица 1

Изменение температуры во время опыта

Время, мин Значения температуры
Эксперимент 1 Эксперимент 2
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: