Страх - наиболее опасная из всех эмоций.
Он изменяет направление мыслей и поведение. Страх также может служить предупредительным сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту.
Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины страха.
Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха:
- одиночество;
- неизвестность;
- высота;
- неожиданное приближение;
- неожиданное изменение стимула;
- боль.
Социокультурные факторы страха:
- присутствие чего-то угрожающего;
- отсутствие того, что обеспечивает безопасность;
- события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое
время;
- контекст события;
- индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенности;
- опыт и возраст индивида;
- страдание.
Причинами страха могут быть человек, события, условия или
ситуация, являющиеся сигналом опасности.
Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные.
Порог возникновения страха находится под влиянием:
A) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу;
Б) индивидуального опыта;
B) общего социокультурного контекста происходящего.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА
По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наибольшее сдерживающее влияние, а именно:
A) ограничивается восприятие;
Б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме;
B) мускулы напрягаются;
Г) сокращается число степеней свободы в поведении.
Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было состояния хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.
ТЕРАПИЯ СТРАХА
Существуют следующие терапевтические приемы управления и контроля над страхом, основывающиеся на теории научения:
A) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда
угрожающих стимулов, возрастающих по своей силе;
Б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматичных событий, отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом;
C) классический метод моделирования (медицинский работник
моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим
человека объектам).
БИЛЕТ № 14
Определите тип отношения к болезни у данного больного. Какова должна быть тактика медицинского работника.
Пациент с истероидными чертами, эгоцентрический тип