В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.
В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.
Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочных основ их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из основания мышления дошкольников. В конце дошкольного возраста – потеря ребенком непосредственности (кризис 7 лет). При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.
Младший школьный возраст
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Другими важными новообразованиями этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
ОТРОЧЕСТВО включает 2 периода:
|
|
А ) подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет) период –
Соответствует половому созреванию, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;
Б ) ранний юношеский возраст (от13-14 лет до 16-17 лет).
Подростковый возраст
Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в его психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внутреннее противоречие, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.
Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка.
Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:
1) поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисциплинирован);
2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - агрессивен, на первом месте – удовольствие и т.п.
При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
Выделяют малые кризисы:
- кризис 1 года;
- кризис 7 лет;
- кризис 17-18 лет
Выделяют большие кризисы:
- кризис новорожденности;
- кризис 3 лет;
- подростковый кризис 13-14 лет
При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
|
|
ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД (с 17 до 20-23 лет).
Представляет переход к зрелости; с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости не достиг.
Юность – это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения, выбор спутника жизни, создание своей семьи.
Юношеский возраст – этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.
Кризис 17 лет – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний