«Общественное мнение - это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы» (Морозов А. В. Деловая психология. М., 2005).
«Общественное мнение воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно активирует, воспитывает и перевоспитывает. Общественное мнение включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, различные суждения и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы вопросам, явлениям. Оно может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т. д. Общественное мнение возникает в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда и т. д. Общественное мнение — это не только проявление психологии, но и идеологии людей. Чем больше в общественном мнении выражаются научные знания и положения, тем выше оно по своему уровню, и наоборот. Общественное мнение в зависимости от своего содержания и формы может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние наличность, группу» (Крысъко В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. М., 2003).
|
|
Общественное мнение - состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (единым, единообразным) и плюралистичным (множественным).
Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать различные иллюзорные представления. Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение - постоянно действующий фактор социального управления, обеспечивающий прогрессивность его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).
Общественное сознание - духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Различаются идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социально-психологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания.
|
|
Общественное сознание складывается под воздействием как устойчивых факторов, так и случайных обстоятельств (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).
Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этническими социостереотипами, длительно действующими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями . В США ежегодно проводятся тысячи опросов, с помощью которых стремятся понять, что думают люди о социальных проблемах, товарах и знаменитостях. Данные опросов, прошедшие компьютерную обработку, торжественно объявляются общественным мнением. Однако гораздо чаще это не общественное, а людское (popular) мнение. Различие между ними велико и, в конечном итоге, имеет решающее значение для демократии. Подлинная общественность (public) в основе своей сообщество (community), сложившееся как все подлинные сообщества, на основе определенных целей и поддерживаемое традициями, мифами и ритуалам. Люди как таковые не являются общественностью. У людского мнения отсутствует то цементирующее начало, которое обеспечивают только время и традиции. Людское мнение - это находящийся в постоянном движении поток, то появляющийся, то исчезающий, подобно морской пене.
Это разведение текучего поверхностного суждения (людского мнения) и общественного мнения у восходит к оценке Уолтера Липпмана, который писал: «Допускается, без достаточных обоснований, что мнения Людей как избирателей можно понимать как самовыражение Народа как исторической общности. Ключевая проблема современной демократии заключается в том, что это допущение ложно. На избирателей нельзя полагаться как на тех, кто представляет Народ... В силу различия между людьми как избирателями и Народом как объединенной нацией избиратели не имеют права утверждать, что их интересы совпадают с общественным интересом. Превалирующее большинство избирателей - это не Народ».
Именно это различие между общественным и людским (популярным) мнением составляет внутренний стержень дискуссий о компетентности общественного мнения, который обрастает разными смыслами на разных этапах его анализа.
Информация как инструмент психологического воздействия СМИ. Существование общественного мнения было сопряжено с наличием печатных средств информации. «Еще до того как к концу XVIII века сформировалось достаточно четкое понятие общественного мнения, пресса использовалась для того, чтобы вызывать общественную реакцию на амбициозные политические сообщения и тем самым предъявлять властям, принимающим решения, сжимающие их тиски направленной на них публицистики и общественной реакции на эту публицистику», — пишет один из крупнейших современных мыслителей Н. Луман. Формирование общественного мнения относят к середине - концу XVIII в. и другие ученые. Более ранние авторы, такие как Д. Мильтон и Д. Стюарт Милль, считали, что роль прессы в формировании общественного мнения демократического общества определяется свободой от цензуры. Что такое информационное воздействие? Это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идей, взглядов, убеждений, представлений, ценностных ориентаций. Одновременно оно вызывает у людей конкретные положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции. Например, листовка или статья в газете, воздействуя на сознание, может одновременно вызывать психологические переживания (чувства тоски по близким, ненависти к определенным людям и т. д.).
|
|
Под информационным воздействием мы понимаем способность того или иного субъекта (лица, группы лиц) или объекта воздействовать на иные субъекты, используя в качестве средства воздействия информацию и способы работы с ней. Информационное воздействие в контексте влияния на социально-политическую жизнь, или политическое воздействие, - это способность того или другого лица, группы лиц, организации, государства, т. е. других субъектов, использовать СМИ и другие составляющие инфраструктуры информационного воздействия (науку, просвещение), информацию и способы работы с ней в качестве инструмента воздействия с целью изменения в поведении, отношениях, позиции того, на кого было оказано воздействие.
Информирование может быть видом психологического воздействия, т. е. донесение его содержания в виде определенной информации.
Информирование обеспечивает:
- донесение до людей той информации, которая отвечает цепям и задачам психологического воздействия;
- доведение преподносимых сведений в том виде, который обусловливает наибольшую степень их влияния на объекты воздействия;
- предоставление информации в том объеме, который наиболее подходит для психологического воздействия.
Основные особенности информирования обусловлены его использованием в процессе применения других методов, форм, способов и приемов психологического воздействия. Антиподом информирования выступает дезинформирование. Первая научная монография об общественном мнении «Общественное мнение и толпа» принадлежит перу Г. Тарда (1901). Следующий этап пристального внимания к общественному мнению связан с кризисом либерализма и идеи прогрессивного поступательного движения. Этот кризис был вызван Первой мировой войной. Именно ее опыт стал основой книги американского журналиста У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). Непосредственным поводом к ее написанию явилась практика пропагандистской и политической работы Липпмана во время войны, которая стала первой медиавойной в истории человечества. «...Это была первая война, - пишет Липпман, - в которой человечество одновременно могло думать об одних и тех же идеях или, по крайней мере, об одних и тех же именах идей».
|
|
История научного изучения медиавоздействия. Ее можно разбить на четыре основных периода, в которых доминировали следующие модели: теория «пули», модель ограниченного воздействия, модель умеренного воздействия, модель сильного воздействия.
Теория «пули». Данная теория раскрыта в следующих научных работах: «Общественное мнение» У. Липпманна (1922); «Методы пропаганды в мировой войне» Г. Лассуэлла (1927); «Союзническая пропаганда и крах Германской империи в 1918 году» Г. Бранца (1938). Власть массмедиа над обществом изображалась весьма яркими образами: массовая информация сравнивалась со смертоносными пулями или сильными наркотиками. Данные метафоры послужили основанием для теории «пули», объясняющей воздействие СМИ. Лассуэлл сравнил СМИ со «шприцем для подкожных впрыскиваний» (имея в виду, что зрителям навязывают какое-то сообщение сомнительного характера, которое пробуждает в них все самое худшее).
Реакцией на общественную обеспокоенность пропагандистским внушением через СМИ стало создание института анализа пропаганды. Стали проводиться научные исследования, целью которых было установить уровень воздействия' пропаганды. Данное направление было актуальным для того времени. В США и других странах опасались, что Гитлер с помощью пропаганды в СМИ может добиться влияния на американское общество. Теория «пули» оставалась ведущей до начала 1940-х годов, когда результаты эмпирических исследований показали, что воздействие СМИ было не столь сильным, как ранее предполагалось.
Работа «Общественное мнение» У. Липпманна считается «исходной книгой в современной истории научных исследований массовой коммуникации». В этом труде можно выделить четыре блока: анализ механизмов восприятия информации; анализ способов формирования общественного мнения; критика традиционной теории демократии; информационное обеспечение процесса управления в демократическом обществе.
Анализируя механизмы восприятия информации, Липпман выстраивает неоплатонистскую в своей сущности схему. Опираясь на знаменитую аллегорию пещеры Платона, Липпман говорит, что человек отделен от мира псевдосредой, состоящей из предрасудков, стереотипов и упрощенных моделей. «...Доступ к информации затруднен и неопределенен... наше понимание существенно контролируется стереотипами... данные, имеющиеся в нашем распоряжении, фильтруются иллюзиями самозащиты, престижа, нравственности, пространства и способами выборочного исследования... Кроме уже упомянутых искажений, общественные мнения нагружены тем, что мы легко принимаем последовательность фактов или их параллельность за причинно-следственные отношения».
Модели восприятия несут защитную функцию, огораживая человека от стрессов, связанных с резкими переменами, и упрощая механизмы его взаимодействия со средой и со своими собратьями.
Сами механизмы функционирования прессы как главного института, поставляющего информацию, основаны на регистрации события, а не на том, чтобы рассказывать о нем Истину. «Новости, - рассуждает Липпман, - являются не зеркалом социальных условий и обстоятельств, а сообщением о как-то обозначившемся событии. Из новостей вы не узнаете, как в семечке, помещенном во влажную почву, просыпается жизнь, но журналисты сообщат вам, когда первый росток пробьется на поверхность земли. Из новостей вы даже можете узнать, что сказал какой-нибудь человек о процессе зарождения этой жизни. Из них вы можете также узнать, если росток не появился над землей вовремя. Гипотеза, кажущаяся мне наиболее плодотворной, состоит в том, что новости и истина - не одно и то же, и что они должны четко различаться. Функция новостей в том, чтобы сигнализировать о событии, функция истины - освещать скрытые факты, устанавливать между ними связь и создавать картину действительности, которая позволяла бы человеку действовать. Только в тех точках, где социальные условия принимают узнаваемую и поддающуюся измерению форму, корпус истинного знания и корпус новостей совпадают. И это сравнительно небольшая часть всего поля человеческого интереса».
Модель ограниченного воздействия. Концепция общества изолированных индивидов, подвергающихся воздействию всемогущих СМИ, сменилась концепцией индивидов - членов социальных групп, общение в которых ограничивает воздействие массовой информации.
Данная теория раскрыта в следующих работах: исследования К. Ховлендадля армии США (1942-1945); исследование карикатур серии «Мистер Бигготт» Э. Купера, М. Ягоды (1947); «Воздействие массовой коммуникации» Дж. Клаппера (1960).
К. Ховленд и его коллеги изучали воздействие пропаганды в рамках исследований, проводимых в армии США. В ходе контролируемых экспериментов Ховленда изучались изменение мотивации солдат, которым показали учебные или пропагандистские фильмы. Результаты исследования убеждали в том, что просмотр подобных фильмов не повышал мотивации солдат. Э. Купер и М. Ягода в своей работе изучали психологическое воздействие карикатур, высмеивающих предрассудки. Результаты исследования показали, что, вместо того чтобы менять отношение людей, карикатуры только укрепляли уже сформированные взгляды.
Модель ограниченного воздействия прочно утвердилась только в 1960 г. после публикации монографии Дж. Клаппера «Воздействие массовой коммуникации». В этой работе автор проанализировал тысячи научных публикаций по изучению медиавоздействия за период с 1920-х по 1950-е годы, а также сделал попытку обобщить результаты этих исследований и сформулировал новый подход к изучению этой проблемы, предложив уделять особое внимание факторам, ограничивающим воздействие СМИ на индивидов.
Модели умеренного и сильного воздействия. В последующие годы тематика массовой коммуникации прочно утвердилась в научно-исследовательских институтах. Некоторые новые теории и научные открытия перестали вписываться в модель ограниченного воздействия, поэтому история была отредактирована таким образом, чтобы включить в нее новые научные работы, свидетельствующие о том, что возможно как умеренное, так и сильное медиавоздействие.
Модель умеренного воздействия раскрыта в следующих научных работах: «Процесс масс-медиа: развитие в разрыве знаний» М. Мак-Лухана (1964); «Понимание масс-медиа» П. Тиченора, Г. Донохью, К. Олиена (1970); «Новостная функция масс-медиа» М. Мак-Комбса, Д. Шоу (1972); «Теория спирали молчания» Э. Ноэлл-Нойманн (1973); «Теория зависимости» С. Болл-Рокеша, М. Де Флера (1976).
М. Мак-Лухан утверждал, что воздействие СМИ определяется в первую очередь не содержанием информации, а средством ее подачи.
П. Тиченор, Г. Донохью, К. Олиен предложили «гипотезу разрыва в знаниях». Согласно данной гипотезе группы населения с более высоким социально-экономическим статусом получают информацию быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так что разрыв в знаниях между этими группами стремится скорее к увеличению, чем к снижению.
М. Мак-Комбс и Д. Шоу писали, что подборка тематики для выпуска новостей влияет на представление аудитории о важности событий.
Согласно теории спирали молчания Э. Ноэлл-Нойманн люди стараются скрывать свои взгляды и убеждения, если они противоречат мнению большинства. СМИ в данном случае выступают как инструмент формирования господствующего общественного мнения.
Теория зависимости С. Болл-Рокеша и М. Де Флера подчеркивает связь между общественной системой, СМИ и аудиторией. Данная теория утверждает: степень зависимости аудитории от СМИ определяется индивидуальными различиями получателей, масштабом социальных беспорядков или конфликтов, а также количеством и централизацией информационных функций, которые выполняют массмедиа.
Проблемы исследований медиавоздействия. Дискуссии вокруг воздействия СМИ не прекращаются. Общепринятая модель «всемогущество — ограниченное воздействие — умеренное воздействие — сильное воздействие» представляет собой упрощенный сценарий научных исследований. В будущем исследователей медиавоздействия ожидает задача разработки эмпирических критериев, позволяющих классифицировать воздействие СМИ как сильное, умеренное или ограниченное, а также сформулировать обобщения, объясняющие феномен медиавоздействия. Среди существующих методов исследования влияния СМИ можно выделить три общепринятых способа оценки СМИ: оценка содержания, оценка продолжительного воздействия, оценка последствий.
Существует четыре основных класса поддающихся оценкам последствий: поведенческие последствия; установочные последствия; когнитивные последствия; физиологические последствия.
Поведенческие последствия — это тот тип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает прежде всего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что
кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения. Поведение представляет наиболее зримый тип последствий, хотя его зачастую очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ.
Второй класс последствий воздействия СМИ связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, человек может стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования — уже другой вопрос. Хотя установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например, большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим). Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию. Воздействие установок не ограничивается формированием общественного мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на восприятие мира и на то, как его общество интерпретирует. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием.
Третий класс последствий - когнитивные эффекты (т. е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ (например, сведений о шимпанзе, почерпнутых из статьи в журнале). Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Четвертый класс эффектов массмедиа - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ . Исследования показали, что даже такой обыденный материал, как телевизионные новости, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, к реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом.
Литература
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология: основные принципы. Харьков. 2007.
Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. Ч. 1. СПб.. 2003. С. 3-38.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Журналист. 2000. № 10. С. 14-27.
Липпманн У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М.. 2004.
Морозов А. В Общественное мнение в коллективе: социальная роль прессы в формировании общественного мнения // Морозов А. В. Деловая психология. М.. 2005. С. 534-549.
Ольшанский Д. В. Психология масс. М., 2002.
ЦаллерД. Происхождение и природа общественного мнения. М, 2004.