Воздействие массовой коммуникации на жизнь общества

21Частные психологические теории массовой коммуникации. Характеристика трех теорий. Примеры использования в рекламе.

Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей).

В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

Согласно А. Маслоу существуют базовые биологические потребности, и потребности самореализации личности: 1) физиологические потребности (пища, питье, секс); 2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности); 3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей); 4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

В процессе коммуникации могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими

Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: а) функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; б) функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; в) функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи.

Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:

1) информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.

2) оценочная: выражение личных оценок и отношений,

3) аффективная: передача эмоций и чувств.

Роджер Т.Белл соотносит с этими функциями три сферы гуманитарных наук:

1) лингвистика и философия (когнитивная функция),

2) социология и социальная психология (оценочная функция),

3) психология и литературоведение (аффективная функция).

Функциональная характеристика коммуникативного акта может быть дана в зависимости от его направленности и его основной коммуникативной задачи.

Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей.

Существуют следующие виды коммуникации:

1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Массовая коммуникация.

Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2) коммуникативную и 3) послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая — непосредственной реализацией этих запросов. Третья — использованием полученной информации.

Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: А) Создает и поддерживает общую «картину мира». Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». В) Передает от поколения к поколению ценности культуры. Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Средства и предпосылки массовой коммуникации.

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации.

Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации».

Эффективность массовой коммуникации определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

Согласно Лазарсфельду и Р. Мертону массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей): 1) присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; 2) укрепления социальных норм; 3) непреднамеренное преобразовывание энергии людей от активного участия к пассивному знанию.

Чарльз Кули под коммуникацией понимал механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.

Модели массовой коммуникации.

Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».

Прикладные модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.

Прикладная модель коммуникации по Шеннону:

1) техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю.

2) семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением.

3) эффективность — результаты изменения поведения в связи с переданным сообщением.

Также Шеннон определял пять моделей массовой коммуникации: 1) Источник информации; 2) Передатчик; 3) Канал передачи; 4) Приемник и конечную цель; 5) Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).

В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (энтропии) и избыточности.

Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть часть слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код).

Норберт Винер (отец кибернетики) дополнил модель Шеннона понятием обратной связи. Модель стала более динамичной.

Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

Мак-Люэн определял массовую коммуникацию как главным образом визуальную. По его мнению, канал передачи во многом предопределяет и само сообщение.

Модель Якобсона.

В модели коммуникации по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

В отличие от Якобсона — Соссюр предлагал изучать коммуникацию в контексте — в себе и для себя.

М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации:

1) необходимый признак любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта;

2) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

Согласно Р. Барту, слово не имеет значения, слово — только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново.

Французский исследователь болгарского происхождения Юлия Кристева, развивая идеи Бахтина и Барта, предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде ‘цитатной мозаики’, прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты.

Сейчас эту идею Кристевой подхватили в самых разнообразных сферах, например, в исследовании языка кинематографа, в психоанализе, в исследовании рекламы.

Условия функционирования массовой коммуникации (по Конецкой).

1) массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

2) социальная значимость информации;

3) наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

Участниками массовой коммуникации являются не индивиды, а некие собирательные образы, как то: народ, армия, проч.

Межличностная коммуникация.

Под межличностной коммуникацией понимается процесс передачи информации неким источником — другому конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе личных взаимодействий, однако они могут также реализовываться с использованием почты, телефона или других электронных средств.

Функции межличностной коммуникации:

1) Информационная.

Информация — как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. В данном случае коммуникация играет роль посредника, и представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

2) Социальная.

Заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

3) Экспрессивная.

Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект. Проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.

4) Прагматическая.

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера. В ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.

5) Интерпретативная.

Служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Это связанно с тем, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров (т.е. оценивают с различных позиций). Данная функция также используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

Следует учитывать, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.

Особенности межличностной коммуникации;

Межличностная коммуникация имеет следующие особенности, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

1) Неотвратимость и неизбежность (объясняются самими условиями человеческого бытия — человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью. Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное («слово не воробей»).

2) Непосредственная обратная связь.

3) Межличностные отношения (определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов — официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.)

Характер межличностной коммуникации.

На характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье).

Многоканальность межличностной коммуникации. Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. При межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации (например, можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.)

Структурные и описательные модели межличностной коммуникации.

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие:

1) кто передает информацию (отправитель);

2) что передается (содержание информации);

3) кому передается информация (получатель);

4) каким способом передается информация (канал);

5) обратная связь (непосредственная или опосредованная).

В описательных моделях выделяются еще два компонента — результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).

Эффективность межличностной коммуникации.

Эффективность межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социалънозначимых функций — взаимодействия и воздействия.

Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:

а) типа коммуникативных личностей; б) восприятия смысловой и оценочной информации; в) целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей; б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; в) воздействие через убеждение.

Из двух видов межличностной коммуникации — вербальной (речь) и невербальной — невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация — наиболее универсальной.

Невербальная коммуникация. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Позы человека не являются полностью врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными. Язык тела включает пять составляющих: А) Жесты (способ знакового использования рук); Б) Мимика (способ использования выражения лица); В) Положение тела (способ держать себя (наше тело)); Г) Проксемика (способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними); Д) Тактильная коммуникация (прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами).

Параязык и паралингвистические средства. Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации.

Паралингвистические средства — сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния, и т.п.)

К паралингвистическим моментам можно отнести: интонацию, тональный уровень голоса, например, громкость — выражающую, например, гнев. Паралингвистические средства могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) могут сказать о таких фактах, как личность коммуниканта, его или ее социальный статус, роль, работа.

22. Система средств массовой информации России на современном этапе.

За последние 15 лет СМИ в России претерпели значительные изменения. По ходу своего развития они приобретали разнообразные функции, и, соответственно, изменялось их влияние на политический процесс. Можно сказать, что именно за это время произошла полная трансформация советской медиа-политической системы в новую, российскую. Трансформация проходила в 4 этапа, каждый из которых характеризовался уникальным сочетанием роли и функций института СМИ в российском обществе.

Первый период условно назван периодом политизации масс-медиа (с апреля 1985 по июль 1990 года, принятие закона СССР о СМИ). После апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года СМИ Советского Союза роль СМИ в политической жизни советского общества резко изменилась, им была "дарована" определенная свобода. СМИ использовались для поддержки реформистских начинаний М. С. Горбачева и нейтрализации консервативно настроенной части советской элиты. Медиа-сообщество получило поначалу незначительную свободу, которая, усиливаясь со временем, дало ему возможность вести "политическую игру" с, образно говоря, российской властью, часто подчиняя ее своей воле и давая преимущества тем группировкам, которые ориентировались на поддержку СМИ. Но тогда, в середине 80-ых годов, эта тенденция только начинала просматриваться.

Важной составной частью процесса политизации массового сознания явились съезды народных депутатов, оказавшиеся, по образному выражению И. Засурского, "огромной мыльной оперой, которая завораживала всю страну настолько, что улицы пустели". На этом этапе развития российских СМИ они получили определенную самостоятельность (но не финансовую) и возможность влияния на принятие управленческих и кадровых решений в высшем эшелоне власти. Медиа-сообщество показало власти, что только опора на него может способствовать принятию многих управленческих решений возможностью обеспечения этих решений общественной поддержкой.

Основной функцией СМИ в то время была мобилизационная функция. Основным субъектом мобилизации выступал М. Горбачев и его окружение, а ключевым словом, обозначившим перемены, стала "гласность". Важнейшим субъектом мобилизации была и "демократическая" оппозиция М. Горбачеву и проводимому им политическому курсу.

Роль, как и всего сообщества, так и отдельных журналистов ("золотых перьев") оказывается очень важной, и авторитет их мнения подчас выше авторитета первых лиц государства. Критикуя существующее положение в политической и социально-экономической сферах жизни общества, они, с оптимизмом смотря в будущее и, передавая свой оптимизм массам, ("удивленным" нежданно-негаданно "свалившимуся" на них плюрализму мнений) смогли резко увеличить тиражи своих изданий (для печатных СМИ) и аудитории (для телеканалов).

Вторым периодом существования российских СМИ является так называемый "золотой век" (1990 — начало 1992 года), когда СМИ уже начали получать независимость, оставаясь, в условиях сложных общественных трансформаций, естественным союзником "модернистской" части власти, и, прежде всего, Б. Н. Ельцина. В это время появляются первые независимые издания (например, "Независимая газета"), изменяются способы подачи информационного материала (введение "прямых эфиров", разделение информации и комментария в новостных сообщениях и т. д.). Вместе с тем, многие СМИ, даже несмотря на часто отчаянную критику властей, пользуются ее благами, например закупкой по фиксированным ценам бумаги, льготной арендной платы за помещения и т. д. Тиражи печатных СМИ приобретают невиданные до того размеры. Журналистика в целом становится более персонифицированной и "близкой к народу", политизация масс еще более усиливается. СМИ становятся инструментом политической борьбы (прежде всего, для группировки, аккумулировавшиеся вокруг Б. Ельцина). С этого времени медиа-сообщество, опираясь на возможность манипулирования повесткой дня и поддержку общественности, начинает попытки диктовать свои условия политической элите.

Основной функцией СМИ стала функция артикуляции мнений и мобилизационная функция, причем главным субъектом мобилизации выступал Б. Ельцин, а оппозиция имела гораздо меньший доступ в медиа-пространство.

Третьим периодом функционирования российских СМИ является этап коммерциализации СМИ, продолжавшийся с начала 1992 по конец 1995 года (примерно до выборов в Государственную Думу 1995 года). Основными вехами этого этапа являются:

Время политического противостояния и первых экономических трудностей СМИ (начало 1992 — октябрь 1993 года), характеризующееся возрастанием роли региональной прессы, первыми попытками центральной власти взять ведущие СМИ под контроль, сокращением тиражей крупнейших изданий, и, как следствие, крупными убытками центральных изданий.

Время относительной стабилизации (октябрь 1993 — конец 1995 года), характеризующееся снижением роли политизированных и возрастанием роли коммерческих СМИ (эпоха расцвета коммерческих изданий), самой примечательной особенностью которого является информационная война власти и журналистского сообщества, освещавшего первую чеченскую войну, которая в целом была властью проиграна, что в очередной раз показало мощь СМИ в управлении общественным мнением, которой власть в полной мере воспользовалась на следующем этапе функционирования российских СМИ.

Особенностью этого периода является продолжение использования политического влияния СМИ, однако, в отличие от прошлого периода, СМИ получают новых частных собственников, которые начинают использование возможности влияния медиа-ресурса на общественное мнение, что приводит подавляющее количество изданий к потере независимости и превращение их в инструмент сначала экономической, а потом политической борьбы. На данном этапе СМИ продолжали вторичную социализацию общества, функционирующего теперь по новым общественным законам.

И, наконец, четвертым периодом функционирования СМИ в России является этап утверждения новой медиаполитической системы (конец 1995 — по настоящее время). Медиаполитическую систему в данном случае следует рассматривать как симбиоз медиа-сообщества с политической властью. На протяжении всего периода было достаточно конфликтов "СМИ—Власть", иногда проигранных российской властью, но в результате власть заняла доминирующие позиции по отношению к СМИ. Медиаполитическая система формируется как институт, обеспечивающий власти совокупность инструментов политического давления как на общество в целом, так и на отдельных политических субъектов.

Этот этап делится на две части. Первая часть длилась с конца 1995 по середину 1996 года, когда сконцентрированные в руках "олигархов" основные электронные и печатные СМИ "обеспечивали" победу Б. Ельцина на президентских выборах — 1996. После его победы "олигархи", контролировавшие СМИ, использовала их для борьбы друг с другом в различных информационных войнах, например, связанных с аукционом по продаже крупного пакета акций государственного холдинга "Связьинвест".

Основной особенностью четвертого периода функционирования СМИ в России стала возможность оказывать на социально-экономическую и политическую среду значительно более эффективное давление, чем могла добиться, в общем, российская власть. Медиа-сообщество стало подчас более важным игроком на политическом поле, чем сами властные институты. Благодаря все большей роли журналистов и отдельных изданий, используя изощренные информационные стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением, СМИ стали важнейшим игроком на политическом и экономическом поле. В глазах общественного мнения они претендовали на статус не "четвертой", а "первой" власти. Но реально они были инструментами более серьезных социальных субъектов — "олигархов", финансово-промышленных групп, региональных "баронов" и т.п. Со временем (к началу—середине 2000 г.) Власть начала тяготиться своим положением "игры на вторых ролях", за чем произошли качественные изменения российского медиа-пространства.

Таким образом, после 2000 года власть, сумев переломить статусную иерархию бизнес и медиа-элиты, взяла под свой контроль и одну, и другую элиты, а непокорным представителям этих элит сделала все, чтобы они покинули страну или были лишены рычагов влияния на экономическую или медийную политику государства (прежде всего, показательны примеры "олигархов" — владельцев медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского).

Основная функция института СМИ в России на этом этапе состояла в артикуляции интересов владельцев СМИ и информировании аудиторий о текущих событиях, в том числе и политических. Конечно, до реальной объективности в подаче и "сервировке" информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ — информирование.

Каждый период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования СМИ, и, самое главное, некими идеологическими и пропагандистскими установками, оказывавшими (в отсутствие иных развитых институтов политического участия, например, крупных политических партий) фундаментальное влияние на политический процесс. Можно с уверенностью сказать, что именно с опорой на сотрудничество со СМИ связан политический взлет ведущих российских политиков — Б. Ельцина и М. Горбачева. Кроме того, нельзя не отметить метаморфозу, связанную с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни.

Если до 1985 года роль журналиста была инструментальной, посреднической между властью и обществом, а позднее — очень важной, оказывающей чуть ли не самое важное влияние на политический процесс (1990—1991 гг.), то к концу 90-ых она вновь теряет свою важность и вновь превращается в проводника информации между хозяевами СМИ и обществом. Только в новой конфигурации СМИ журналисты вынуждены не проводить одну (государственную) позицию по важнейшим социально-политическим вопросам, а выражать интересы собственников крупнейших СМИ, что часто приводило их к взаимной травле и "войне компроматов", что на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране резко снизило уровень доверия общества к СМИ в целом. Однако именно на последнем этапе функционирования СМИ информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.

Современная медиаполитическая система — это сбалансированная система, состоящая из совокупности политических и медийных институтов, управляющих информационными потоками и каналами коммуникации, целью которой является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам. Медиаполитическая система является симбиозом административных и информационных ресурсов, аккумулированных политической властью для реализации своих основных функций. Функциями медиаполитической системы являются:

Активация. Медиаполитическая система не изменяет отношение аудитории к какому-либо событию или процессу, однако "подталкивает" людей к действию в том направлении, которое они уже выбрали под воздействием, возможно, иных информационных каналов.

Усиление. Эта форма воздействия старается не столько привлекать новых сторонников к какой-нибудь точке зрения, сколько удерживать старых. В этом случае медиаполитическая система "обновляет" и "подтверждает" уже сформированное мировоззрение и мнения.

Конверсия. Эта форма воздействия способствует переходу сторонников одного политического актора к другому, например, членов одной партии в другую.

Согласно проведенным исследованиям, структура российской медиаполитической системы состоит из трех уровней. Первый, важнейший (социэтальный) уровень, — общенациональные электронные СМИ, прежде всего федеральное телевидение, создающее общенациональное информационное пространство и более-менее единую повестку дня. К этому же уровню можно добавить ведущую общероссийскую прессу, которая хоть и не является такой же влиятельной, как центральное телевидение, но помогает вести узконаправленные политические кампании, ориентированные на региональных "лидеров общественного мнения". Кроме того, используя телевидение и качественную прессу одновременно, возможно вести более эффективные информационные кампании, сочетающие всю необходимую аргументационную базу для различных слоев политически активного населения, что в полной мере реализуется, как правило, на важнейших губернаторских выборах, например, на выборах в Приморье—2001 или в Красноярске—2002.

Как особенную часть первого уровня медиаполитической системы следует рассматривать печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, ставящих себя "вне политики". Такими СМИ, как правило, являются коммерческие издания, телевизионные и радиокомпании. Как правило, эти СМИ ориентированы на получение прибыли, однако они бывают вовлеченными в локальные разовые политические кампании или участвуют в них опосредовано, как правило, в крупнейших общенациональных политических проектах, являясь "резонаторами" или "глушителями" той или иной информационной кампании.

Второй (региональный) уровень медиаполитической системы — это региональные электронные или печатные СМИ, часто убыточные и контролируемые региональной администрацией, и часто решающие узконаправленные политические интересы своих инвесторов, как правило, во время (или во имя) избирательных кампаний.

Третий уровень медиаполитической системы России — это, прежде всего, Интернет. Бурное развитие российского сегмента Интернета приходится на 1999 год, в том числе из-за нового федерального электорального цикла. Возможности Интернета по достоинству оценены всем спектром политически активных граждан. Одни, не имея влияния на "классические" информационные потоки, используют его как аналог советского самиздата, другие, инвентаризируя его возможности, все чаще используют Интернет как средство "отмывания информации" (сначала в федеральных, а потом в региональных информационных кампаниях). Первыми возможности Интернета в "отмывании" информации использовали эксперты Фонда эффективной политики, составившие аналитический доклад, ставший одним из первых пособий использования ресурсов Сети в политической борьбе. Несмотря на это, Интернет-ресурсы функционируют, как правило, по нормальным рыночным экономическим законам.

Существуют и внесистемные СМИ, такие как представительства иностранных радиостанций, вещающих на русском языке ("Радио Свобода", "Deutsche welle" и пр.). Общий интерес потенциальной аудитории к ним невелик, однако в последнее время их "оппозиционный" вес стал нарастать из-за репозиционирования их в качестве демократической оппозиции власти, контролирующей в целом иные сегменты российского медиа-пространства.

Подведем итоги. За последнее десятилетие в России сложился новый общественный институт - медиаполитическая система. Она является новым властным институтом, использующим символические способы убеждения людей; особым симбиозом информационного ресурса общероссийских СМИ и административного ресурса, мобилизованных российской властью для формирования общественного мнения.

Важнейшую роль в структуре медиаполитической системы играют общероссийские СМИ благодаря их возможностям в оперативном информировании практически всего населения России и мобилизации общественного мнения. Несмотря на дифференциацию российского общества, медиаполитическая система эффективно достигает своей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных информационных потоков, ориентированных на различные социальные группы.

Возникновение медиаполитической системы, кроме того, обусловлено низкой покупательной способностью основного количества российских граждан. В этой ситуации многие СМИ, не имея возможности сохранить финансовую независимость за счет потребителей информации, вынуждены были идти на партнерство с властными институтами. Теперь наиболее популярные СМИ в России входят в медиаполитическую систему, что дает возможность централизованно формировать общероссийскую повестку дня.

Поскольку основной целью медиаполитической системы является формирование общественного мнения, необходимо рассмотреть механизмы и технологии влияния медиаполитической системы на общественное поведение. Рассмотрению и анализу этих технологий посвящен следующий параграф.


23. Типология средств массовой информации. Параметры типологизации. Влияние рыночных отношений на типологию СМИ.

Функции и структура СМИ. В переходный период актуализируются многие функции СМИ, а их структура преобразуется, чтобы обеспечить реализацию этих функций.

Рост потребностей в событийной и иной оперативной информации актуализирует информационные функции СМИ, расширяет объем публикаций репортажного, новостного характера. Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, как правило, вторые места (после художественных фильмов). Их рейтинг на ОРТ – 85,6%, на РТР – 71,3%, на НТВ – 60,8%. Однако потребности аудитории в событийной, оперативной информации пока не удовлетворяются полностью[15].

Тематика информационных программ телевидения имеет тенденцию сближения с потребностями аудитории, но не по всем ее разделам. Наибольший интерес вызывает информация на темы внутренней политики (32,4%), семьи (18,3%) и культуры (8,9%). Вместе с тем объем новостей имеет тенденцию сокращаться в условиях постигшего наше общество кризиса[16].

Наиболее популярными среди опрошенных являются информационные передачи радиостанций «Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Эхо Москвы».

База для событийной, оперативной информации в периодической печати, к сожалению, невелика. Издается около 300 газет, выходящих 4–5 раз в неделю разовым тиражом 14,2 млн. экз., в то время как газет, имеющих меньшую периодичность, – 5150, разовый тираж которых составляет 100 млн. экз. Среди 245 общероссийских газетных изданий только 17 выходят ежедневно (5 раз в неделю). Соотношение разовых тиражей ежедневных и остальных газет – 5,1 и 27,8 млн. экз.

Аналитические функции СМИ пока еще слабо влияют на структуру программ телевидения и радио, да и в периодике доля аналитических изданий не так уж весома. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, а также различным ток-шоу.

Журнальная периодика, относящаяся к разряду аналитических изданий, понесла самые большие потери при переходе к информационному рынку. Ее годовой тираж в 90-е гг. уменьшился более чем в 8 раз, в то время как газетной – в 4 раза. В 1998 г. в России издавалось более 2400 журналов, разовый тираж которых достигал всего 33,8 млн. экз. Причем массовые журналы (579 наименований) имели тираж 19,4 млн. экз., научные – 0,5 млн. экз., научно-популярные – 1,9 млн. экз., научно-практические и производственные – 5,0 млн. экз., методические – 1,0 млн. экз[18].

Реакцией на потребность в аналитических журналах стало появление целой группы изданий: «Итоги», «Профиль», «Власть», «Эксперт» и др. Однако они не стали пока массовыми и в большей степени сориентированы на экономическую и политическую элиту.

В переходный период СМИ демонстрируют значительный рост популярности художественных теле- и радиопередач и снижение популярности художественных изданий. Так, по рейтингу художественные фильмы занимают первые места на ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6. Среди опрошенных телезрителей 24,8% высказались за появление специализированного канала художественных фильмов.

Одновременно тираж произведений художественной литературы в 90-е гг. сократился примерно в 4 раза. Литературно-художественные журналы (130 наименований) имеют разовый тираж всего 1 0 млн. экз[20].

Уменьшение тиражей связано, прежде всего, с экономическими причинами: ростом цен на печатные издания и снижением уровня доходов широких слоев населения.

С развитием развлекательных функций СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и передач, возросла их популярность у аудитории. Они замыкают тройку самых предпочитаемых передач (кинопоказ, информационные и развлекательные) и имеют высокий рейтинг – 81,9% среди опрошенных телезрителей[21].

Это «Поле чудес», «Городок», «Сам себе режиссер» и др.

Заботясь о росте рейтинга передач и соответственно о рекламных поступлениях, все крупнейшие телеканалы акцентируют внимание на программах, адресуемых широкой аудитории, и отказываются от низкорейтинговых, узкоцелевых. В результате общая доля кинопоказа, информационных и развлекательных программ стала занимать 55–60% всего эфирного времени[22].

Одновременно страдают другие передачи: о культуре, научно-популярные, детские, религиозные. Ответом на эти проблемы стало, например, создание канала «Культура».

В последние годы значительное место в информационном пространстве России занимают и сами рекламные материалы. Их доля на каналах телевидения в 1997 г. характеризуется следующими цифрами: на ОРТ – 558 часов, РТР – 507, НТВ – 565, ТВ-Центр – 220, ТВ-6 – 916[23].

Много рекламы появилось в печати, особенно в иллюстрированных изданиях, к которым относится значительное число элитарных, женских и др., а также в бизнес-прессе, специализированных изданиях (компьютерных, медицинских и др.), где доля рекламы превышает средний уровень. Широкое развитие получили специализированные рекламные издания (бесплатные газеты рекламных объявлений, периодика оптовиков: «Экстра-М», «Товары и цены», «Товары со склада» и др.). Если общий объем рекламного рынка в прессе составил в 1997 г. 580–600 млн. долларов, то в указанных выше группах газет и журналов – 400 млн. долларов, т.е. примерно по 200 млн. долларов на каждую группу[24].

Типологическая структура СМИ. В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности[25].

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

Ø общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;

Ø межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

Ø международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);

Ø этнических общностей (наций, народностей);

Ø территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

Ø для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

Ø для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);

Ø для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

Ø для женщин и мужчин;

Ø для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

Ø для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

Ø для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

Ø для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Специализированные по аудитории газеты выглядят следующим образом (по данным за 1998 г.):

Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)

Молодежные 86 61

Детские 25 79

Для женщин 7 88

Деловые 27 29

Учительские 3822 811

Религиозные 1729 2283

Для садоводов и огородников 389 951

Профсоюзные 684 1479

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.

Универсальными по тематике изданиями являются многие газеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспособным спросом населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное. Такое положение препятствует глубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ведет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа.

На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др.

Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами – функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:

„ публицистические;

„ литературные;

„ художественные;

„ художественно-публицистические;

„ литературно-художественные;

„ культурно-просветительные;

„ развлекательные;

„ учебные, образовательные;

„ методические;

„ учебно-методические;

„ научные;

„ научно-популярные;

„ научно-практические;

„ научно-производственные;

„ рекламные;

„ информационные.

СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Владельцами, учредителями СМИ являются многие государственные, коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Так, на РТР выходит программа «Парламентский час», издаются партийные, профсоюзные и другие газеты, выходят газеты и журналы Русской Православной Церкви и т.п. Самым большим собственником СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации. В состав государственных СМИ входят не только общероссийские издания, каналы телевидения и радиоорганизации. Владельцами СМИ являются многие местные властные структуры.СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды правых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций – либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.Организация СМИ. Средства массовой информации могут быть организованной или дезорганизованной системой. Упорядоченность их структуры, оптимальное функционирование системы зависят от процессов организации и дезорганизации в этом системном объекте. Наряду с редакционными структурами, структурами экономической организации существуют государственные функциональные органы, различные общественные институты, участвующие в этом организационном процессе. Его трансформация связана с общими тенденциями перехода к демократическому обществу, с сокращением сферы отношений субординации, подчинения властным структурам и с расширением отношений координации, сотрудничества между СМИ и различными субъектами организационной, управленческой деятельности.Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Основными задачами министерства являются:

Ø разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

Ø регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

Ø лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

Ø контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений; приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

Ø разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

Ø подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др[26].

Судебные власти выносят решения:

Ø о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

Ø о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

Ø о прекращении распространения продукции СМИ;

Ø о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

Ø о возмещении морального вреда.

В системе законодательной власти – Государственной думе – действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.

Государственная информационная политика в переходный период характеризуется позитивными и негативными тенденциями. Развиваются механизмы правового регулирования СМИ. Они создают условия для появления множества изданий, других СМИ, ориентированных на потребности различных аудиторных групп для их свободного функционирования с опорой на законодательный процесс. Ограничиваются попытки произвола со стороны властей. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности средств массовой информации и защиты информационных прав граждан и др.

Однако правовое поле СМИ пока не охватывает многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания, в том числе и по отношению к государственной монополии в области техники СМИ. Не отрегулированы пока механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к информации в политической и экономической сферах. С отменой цензуры государственные властные структуры из сферы контроля за содержанием СМИ стремятся переместиться в сферу контроля за тем, как предоставляют журналисту информацию различные государственные органы. Часто под предлогом зашиты информации идет утаивание компрометирующих данных. Достаточно сильное давление оказывается на журналистов при сборе информации (шантаж, заведение уголовных дел, угрозы журналистам и членам их семей и др.).

Важно, чтобы формируемая в последние годы государственная концепция информационной безопасности вела к расширению информационного поля личности, различных общественных групп и организаций, а не к его ограничению, способствовала более активному использованию современных мировых информационных сетей.

24. Факторы, определяющие границы и состав аудитории.

Общество в целом рассматривается как массовая аудитория. Для менеджера PR работа с ней малоэффективна – это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Массовая аудитория не представляет какого-либо целостного образования, носит неорганизованный характер, не имеет закрытых границ и может меняться при любых изменениях ситуации.

В отличие от нее специализированная аудитория – это конкретное устойчивое множество индивидов, объединенных на какое-то время единой целью. Именно поэтому объектом внимания менеджера, его стихией является специализированная аудитория. И от правильного структурирования ее применительно к конкретной ситуации будет зависеть успех коммуникационной политики организации. Так, при внедрении экологической программы «Возрождение Волги» менеджеру PR, обеспечивающему взаимопонимание организаторов программы и общественности, необходимо было прицельно выделить из общей массы те группы, чьи интересы будут удовлетворены в ходе программы, чьи ущемлены напрямую, чьи задеты косвенно. Каждая из групп требует своей коммуникационной стратегии, своих методов информирования, своих форм общения. Кроме различно настроенных групп населения (от активного неприятия до активного сотрудничества), аудитория менеджера включает в себя и органы власти с амбициозным чиновничьим аппаратом, и осторожных инвесторов. Для реализации коммуникационных целей в плане экологического воспитания и образования необходимо сегментировать аудиторию по следующим факторам:

* демографическому (учитываются в первую очередь возраст и место жительства);

* социальному (в основном это положение в обществе, род занятий, образование);

* психологическому (особое внимание уделяется образу мышления, социальному стереотипу).

Дифференциация общества по возрастному признаку очень важна в плане экологического воспитания и образования: в детском и подростковом возрасте идет становление личности, именно тогда зарождаются нравственные, культурные и духовные ценности, которые человек пронесет через всю жизнь, а в зрелом возрасте индивид – это уже сформировавшаяся личность со своими нравственными и ценностными установками. В качестве примера прицельного структурирования можно привести результаты работы Комиссии Святого престола по социальным связям при Римской католической церкви, в ходе своей деятельности решающей задачи, сходные с теми, которые необходимо решить общественной экологической организации, а именно: формирование культурных и духовных ценностей. Целенаправленно работая над расширением и укреплением своих социальных связей с различными аудиториями, Комиссия много внимания уделяет организации информационного воздействия на подрастающее поколение. В соответствии с законами коммуникации католические издательства ориентируют печатную продукцию на широкий круг возрастных групп, учитывая малейшую разницу в коммуникационных потребностях новых читателей.

Только во Франции католические издательства выпускают более десяти названий журналов, ориентированных на детей, подростков и молодежь следующих возрастов: 3–5, 5–8, 8–11, 11–13, 13–15, 15–18, 18–20 лет. Такое детальное дифференцирование, усиленное различными коммуникационными мероприятиями в режиме связи с общественностью, значительно увеличивает эффект отдельных журнальных публикаций, позволяя иметь «на выходе» относительно высокий уровень общения с аудиторией. Эффект такого «проникающего» общения, особенно в нежном возрасте, откладывается на всю оставшуюся жизнь, формируя важнейшие для будущего мировосприятия и поведения личности психологические установки.Этот пример показывает, как надо вести целенаправленную коммуникативную политику с целью формирования у подростков экологического восприятия мира.

Рассмотрим и другие признаки сегментирования массовой аудитории. На формирование нравственно-экологических ценностей оказывает влияние место проживания (сельский житель или городской), немаловажное значение имеет и социальный статус человека, так как относительно устойчивое эмоциональное состояние отдельных социальных групп заметно воздействует на их поведение, формирует общественное настроение, в основе которого лежит степень удовлетворения тех или иных потребностей. Наиболее сильное воздействие на общественное настроение оказывают ситуации и события, в которых затрагиваются основы существования человека – его жизни и жизни его и близких ему людей, его здоровья, семейного благополучия, взаимоотношений с обществом, его биологических и социальных потребностей. Он и зачастую стимулируют неадекватное поведение людей.

Дифференцируя общественность по психологическому фактору, необходимо рассмотреть феномен социального стереотипа, который включает в себя знания и отношения людей, причем чаще всего эмоционально окрашенные. В основе социального стереотипа лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации, усвоенные без критического осмысления. По мнению американского публициста У. Липмана, человек замечает в окружающем мире только то, что уже сформулировано его культурой, привычками, установками, пропагандистским ярлыками. Стереотипы помогают человеку сравнительно быстро упорядочить окружающую социальную действительность, позволяют относительно свободно ориентироваться в окружающем мире, создавая удобную псевдодействительность. Человек, управляемый социальными стереотипами, обычно не обсуждает с самим собой свои намерения, не вступает в область внутренней коммуникации, и его поведение можно отнести к малоосознанному, даже к бессознательному.

После того как массовая аудитория разбита по сегментам, из них выбирается один или несколько, чтобы определить целевую аудиторию. Более детальную дифференциацию целевой аудитории для выявления индивидуальных потребностей, интересов, стимулов индивидуумов проводят в ходе социологического опроса. Тем самым вычленяют адресную группу для более целенаправленной коммуникации. Потребности адресной группы четко очерчивают ее границы, показывают ее отличие от других малых групп. В результате анализа социологического опроса определяется отношение адресных групп к экологическим проблемам. Оно может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В зависимости от этого акции паблик рилейшнз будут направлены: в первом случае – на усиление существующего общественного мнения, во втором – на побуждение людей изменить свое мнение относительно экологических проблем, в третьем – на формирование ценностных ориентации и нравственных установок в отношениях с окружающей природной средой. И чем точнее будет проведена дифференциация аудитории, чем конкретнее, индивидуальнее определены характеристики групп, тем более успешным будут результаты коммуникации. Определившись с адресными и целевыми аудиториями, изучив проблемы, стоящие перед организацией, и обозначив цели коммуникации, можно переходить к разработке путей и способов достижения коммуникационных целей, которые найдут свое отражение в составлении плана коммуникационных акций. Однако успешно решать эти задачи организация не сможет, если в ее составе нет службы PR.

25. Аудиторные тенденции развития периодических изданий. Перспективы общенациональной и региональной прессы.

Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телевидение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универсальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится только телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина падения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и определенная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает развитию тесных контактов между газетами, журналами и массовой аудиторией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обедняет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Московская общероссийская газетная и журнальная продукция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации. Активно развивается пресса таких крупных регионов, как Санкт-Петербург, Приморье, Ростов-на-Дону и Ростовская область, Екатеринбург и Урал.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько на областной, краевой или республиканский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы иде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: