Основные аспекты аналитической работы отдела по связям с общественностью

Аналитическая работа в корпоративных подразделениях по связям с общественностью в органах власти по своей сути может вестись в двух направлениях – социальном и политическом. При этом следует учесть, что данный вид деятельности весьма затратен, и потому проведение аналитических исследований, входящих в компетенцию связей с общественностью в любой организации зависит, в первую очередь, от актуальности, необходимости и целесообразности их проведения. Иными словами, руководство соответствующей организации не будет тратить время и средства на аналитические исследования ради самих исследований, напротив они должны быть производным фактором стратегического курса развития организации, вписываясь в эту стратегию неотъемлемой частью.

Чем выше статус организации, чем мощнее ее потенциал, чем амбициознее ее планы развития, тем вероятнее проведение в ней аналитических исследований. Например, организацию может интересовать мнение общественности об эффективности ее деятельности, об отношении общества (социальной группы) к предпринятым, предпринимаемым и предстоящим действиям и решениям органа власти или государственного учреждения, о проблематике актуальных вопросов, находящихся в компетенции органа власти, об имидже государственной структуры и т.п. Зная реальное мнение, оценку общественности, легче корректировать работу по совершенствованию своей деятельности, актуализировать ее применительно к запросам общества. Например, принимая какое-то решение или готовясь в перспективе к какому-то важному действию (скажем, введение в действие законопроекта, распоряжения, инструкции, рекомендаций и пр.) организация при содействии PR-отдела может исследовать отношение и реакцию общественности к появлению такого решения или действия, выявить способы привлечения целевых аудиторий к облегчению ознакомления населения с деятельностью государственной структуры, настроить на общее позитивное мнение о правильности и необходимости принимаемых решений и действий и т.д.

Аналитические исследования внутриведомственного формата обычно не претендуют на глобальность, как правило, они узконаправлены и узкоспецифичны, выхватывая самый необходимый участок деятельности конкретного учреждения. Но аналогичные исследования в формате ведомства, министерства, регионального органа власти могут быть если не глобальными, то охватывающими подведомственную территорию

По уровню охвата аудитории аналитические исследования делятся на:

 комплексные;

 выборочные;

 факторные.

Здесь стоит сказать, что комплексные исследования самые затратные по времени и средствам, они предполагают исследование некой важной актуальной проблемы, интересующую организацию в целом, и потому ее корпоративный отдел по связям с общественностью может принять участие в такого вида исследовании только частично, в отведенном ему блоке общего комплексного исследования. Скажем, пример самого известного комплексного аналитического исследования представляет собой перепись населения. На основании полученных данных в ходе такой переписи, их исследование в различных спектрах и областях жизнедеятельности общества, заявленных в переписи (пол, возраст, социальный статус, место проживания, доход и пр.), позволяет органам власти (Правительству, например) корректировать основные направления развития государственной политики в социальной, экономической и иных сферах. Или же, скажем, комитет по молодежной политике регионального органа исполнительной власти вполне может провести исследование по актуальной теме негативного влияния СМИ на асоциальное поведение несовершеннолетних. Такое исследование предполагает значительный комплекс материалов для объективных выводов – мониторинг СМИ и их анализ, опрос подростков, в том числе и социально запущенных, криминальную статистику в регионе по правонарушениям подростков, имеющиеся научные и специальные методики и разработки по данной теме и т.д. Поэтому проведение комплексных исследований требует огромных материальных и человеческих затрат. Их проводить целесообразно только в случаях актуальной необходимости.

Наиболее часто используются выборочные исследования. Эти исследования затрагивают некий узкоспецифический фрагмент, входящий в орбиту деятельности учреждения, представляющий интерес. В качестве респондентов и материалов в этих исследованиях отбираются только самые необходимые для получения данных. То есть, те респонденты, которые интересуют отдел по связям с общественностью в пределах узконаправленной темы исследования. Например, если отделом образования района проводится исследование на тему качества и развития образования в районе, то в качестве выборочной аудитории исследователей будут интересовать школьники, студенты, учителя и преподаватели, руководители школ и ВУЗов, расположенных на этой территории. И полученные данные позволят понять истинную картину качества районного уровня образования, его проблем и развития.

Факторные исследования предполагают участие в проведении исследований специалистов, экспертов по заявляемой теме исследования.

Существует еще один уровень проведения аналитических исследований – по времени проведения. По данному уровню аналитические исследования делятся на:

перспективные;

оперативные;

ситуационные.

Перспективные исследования предполагают исследование отношения общества (целевой аудитории) к некому явлению, которое его ожидает в будущем. То есть, нам важно исследовать отношение общества к неким решениям или действиям органа власти, которые планируются к внедрению в определенной перспективе, и органу власти нужно знать потенциальную реакцию общества на внедряемое действие или решение. Например, предполагается принять федеральный закон, скажем, об обязательном страховании жилища, или же утвердить какой-то традиционный городской праздник, или же решить вопрос о борьбе с ненормативной лексикой в регионе и пр., и потому необходимо, прежде чем, разрабатывать и как разрабатывать такой закон или инициативу, решение и т.п. нужно знать и учитывать мнение и пожелания общественности к этому.

Оперативные исследования проводятся уже по факту принятого решения или совершенного действия, то есть, те, когда-то собиравшиеся к внедрению, уже внедрены в общество (целевую группу), и они уже не виртуально, не в предполагаемом смысле оказали некое воздействие на общество или целевую группу, и общество реально почувствовало пользу или вред от произошедшего внедрения.

Проводя оперативное исследование мы узнаем реакцию общества на уже внедренный проект. Зная теперь об истинных его достоинствах или недостатках не в перспективе, а наяву, общественность способна дать куда более реальные оценки своего отношения к данному проекту. Поэтому оперативные исследования являются наиболее верно оценивающими отношение общества к конкретному явлению в виде существующего решения или действия органа власти.

Наконец, ситуационные исследования проводятся при появлении, как правило, некой внезапно возникшей нештатной ситуации – позитивной или негативной. Например, аномальные морозы и реакция общества на готовность и действенность органов власти в данной экстремальной ситуации.

И, заключая, выделим наиболее типичные виды аналитических исследований:

 статистические;

 социологические;

 математические;

 сравнительные.

Каждый из этих видов исследований применяется в зависимости от целей исследования. Самый простой вид исследования – статистический, предполагающий только подсчет голосов респондентов по опросу в заявленной теме исследований. Скажем, проводится исследование по теме доверия жителей региона к деятельности полиции. Путем простого опроса можно получить ответы: столько-то относятся положительно, столько-то негативно, столько-то не определились. После чего делается определенный вывод. Весьма любопытен сравнительный вид исследований, позволяющий сравнить проблему исследования с аналогами во времени (как тот или иной вопрос или действие органа власти оказывал воздействие на общество в некоем прошлом) или в пространстве (как данный вопрос или действие органа власти воздействовал на общество в соседнем регионе или в какой-либо стране).

Важно понять, что привлечение специалистов по связям с общественностью в проведении соответствующих аналитических исследований или же инициация самими связями с общественностью актуальных исследований способствует оптимизации деятельности органов власти, так позволяет чувствовать общественный пульс, который, словно индикатор лояльности, должен стимулировать работу органов власти на надлежащую эффективность и пользу.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте основные виды планирования деятельности по связям с

общественностью в госучреждении.

2. Назовите особенности аналитических исследований в органах власти.

3. Обоснуйте понятие стратегического планирования.

4. Сформулируйте сущность аналитической работы в госучреждении.

5. Назовите уровни проведения аналитических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: