Дополнительная

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Г. ТОЛЬЯТТИ, 2010

Вариант 1.

1. Понятие финансов и их функция.

2. Бюджеты: понятие, роль, правовая форма.

3. Правовые основы денежной системы Российской Федерации.

4. Между Министерством финансов РФ Администрацией Калининградской области и Дирекцией Федеральной целевой программы развития Особой эко­номической зоны был заключен договор о предоставлении бюджетного кре­дита. Согласно условиям этого договора полученный Дирекцией кредит под­лежит возврату в федеральный бюджет, начиная со II квартала 1998г. в тече­ние 5 лет равными долями.

Уплата процентов производится ежемесячно до 20-го числа следующего месяца, начиная с момента полного поступления кре­дита на счет Дирекции, и зачисляется в доход федерального бюджета в после­дний рабочий день квартала.

После проведения проверки Управлением феде­рального казначейства Министерства финансов (далее - УФК) по Калининг­радской области было установлено образование задолженности по возврату средств бюджетного кредита, а в ряде периодов времени - просрочка в возвра­те указанных средств. 31 августа 2002 г. УФК по Калининградской области было вынесено постановление № 1 о списании задолженности по кредиту; процентов и пеней в бесспорном порядке, а также о взыскании штрафа за нецелевое использование средств согласно ст. 80 Федерального закона «О фе­деральном бюджете на 2002 год».

Дирекция обратилась с иском в арбитраж­ный суд о признании постановления № 1 УФК недействительным. Дайте правовую оценку ситуации. Применяются ли к отношениям, воз­никшим в 1998 г., нормы БК РФ? Имеют ли право органы казначейства требо­вать возврата задолженности за счет средств, полученных Дирекцией от ком­мерческой деятельности? Имеет ли УФК право бесспорного списания этих средств, если они находятся на банковском счете? Может ли быть проведена реструктуризация или списание задолженности по невозвращенному бюджет­ному кредиту?

Вариант 2

1. Система финансовых органов осуществляющих финансовую деятельность.

2. Понятие и источники бюджетного права.

3. Правовые основы обращения наличных денег и безналичного денежного обращения.

4. Между Банком России в лице Главного управления по Архангельской об­ласти (далее - ГУ ЦБ) и Управлением федерального казначейства (УФК) зак­лючен договор от 05.02.98 на расчетно-кассовое обслуживание органов феде­рального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджет­ных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального каз­начейства. Предметом указанного договора является открытие и обслужива­ние ГУ ЦБ счета по учету средств федерального бюджета УФК, включающее в себя прием и зачисление поступающих на счет денежных средств, выполне­ние распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету.

В соответствии с пунктом 5.1 договора от 05.02.98 за неосновательное списание банком денежных средств со счета УФК банк обязан уплатить на эту сумму пеню в размере 50% ставки рефинансирования надень исполнения обязательства.

На основании инкассового поручения от 01.06.2001 № 11 ГУ ЦБ в безак­цептном порядке произвел списание со счета УФК 247297 руб. в пользу ЗАО «А». Указанная денежная сумма согласно решению арбитражного суда подле­жала списанию с должника - Управления исполнения наказаний Министер­ства юстиции РФ по Архангельской области, лицевой счет, которого был открыт в УФК.

Полагая, что такое списание денежных средств со счета УФК без его согласия является незаконным, УФК обратилось в арбитражный суд с ис­ком к Центральному банку в лице Главного управления по Архангельской об­ласти о взыскании 11084 руб. процентов по ст. 395 ГК РФ и 5542 руб. пеней за неосновательное списание денежных средств со счета УФК. Дайте правовую оценку ситуации. Какое решение должен принять арбитражный суд?

Вариант 3

1. Финансово- правовые нормы: общая характеристика и виды.

2. Субъекты бюджетных правоотношений.

3. Понятие валюты и валютных ценностей.

4. Администрации трех субъектов Российской Федерации приняли

совместное решение о создании межрегионального казначейства для исполнения бюд­жетов этих субъектов. В соответствии с указанным решением казначейство должно находиться в совместном подчинении администраций субъектов РФ.

Правомерно ли такое решение? Возможно ли создание такого казначей­ства в форме государственного учреждения?

Вариант 4

1. Источники финансового права.

2. Бюджетное устройство Российской Федерации.

3. Общая характеристика валютных операций.

4. Указом Президента Республики Адыгея от 25 декабря 1998 г. N 153 на

территории Республики Адыгея было приостановлено действие приказа Ми­нистра финансов Российской Федерации от 19 августа 1998 г. N 154 «О тер­риториальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» в части, касающейся включения Республики Адыгея в сферу деятельности Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Краснодарском крае.

В соответствии с Указом деятельность соответствующего территориального органа МФ РФ на территории Республики Адыгея запрещалась.

Указом президента РФ от 17 мая 1999г. № 590 было приостановлено дей­ствие Указа Президента Республики Адыгея от 25 декабря 1998 г. N 153 Пре­зидент республики Адыгея направил запрос в Конституционный суд РФ о кон­ституционности пункта 1 постановления Правительства Российской Федера­ции «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» пункта 4 Положения о контрольно-ревизи­онном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъек­те Российской Федерации.

Дайте правовую оценку ситуации.

Вариант 5

1. Субъекты финансовых правоотношений.

2. Бюджетная система: понятие, состав и принципы построения.

3. Субъекты и объекты валютных правоотношений.

4. В соответствии со статьей 80 Федерального закона о федеральном бюдже­те на 2003 год ОАО «Российский банк развития» и ОАО «Российский сельско­хозяйственный банк» являются агентами Правительства РФ, обеспечивающи­ми по поручению Правительства РФ возврат задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по бюджетным кредитам на возвратной основе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

За выполнение указанных функций агентам в соответствии со стать­ей 82 Федерального закона о федеральном бюджете на 2003 установлено воз­награждение. В соответствии со статьей 35 Федерального закона о федераль­ном бюджете на 2003 год банки-агенты вправе представлять в качестве агента по поручению Правительства РФ интересы Российской Федерации в судах.

Определите правовую природу отношений, возникающих в связи с этим между 11равительством РФ и банками-агентами, а также между банками-аген-1ами и лицами, имеющими задолженность по возврату кредитов, предостав­ленных за счет средств федерального бюджета.

Вариант 6

1. Финансовый контроль: понятие, значение, методы.

2. Понятие доходов государства, их виды.

3. Понятие и содержание валютного регулирования.

4. В соответствии со статьей 131 Федерального закона «О федеральном бюд­жете на 2003 г» обеспечение территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам дополнительных доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по результатам их деятельности может осуществляться на возмездной основе путем заключения договоров с органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Проанализируйте эту норму закона. Расширяет ли она компетенцию нало­говых органов, определенную Федеральным законом о налоговых органах РФ? Определите правовую природу заключаемого органами власти договора.

Вариант 7

1. Виды и органы финансового контроля.

2. Понятие налога и сбора. Роль налогов и методы их взимания.

3. Валютный контроль.

4. В соответствии со статьей 129 Федерального закона «О федеральном

бюд­жете на 2003 год» приостановлено действие пункта 2 статьи 232 в части феде­рального бюджета и пункта 2 статьи 260 БК РФ, определяющих порядок ис­пользования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» такие доходы являются в 2003 году источником образования финансового резерва.

Проанализируйте приведенные нормы. Допустимо ли в условиях провозг­лашения принципа единства бюджетной системы приостановление действия нормы Бюджетного кодекса РФ в отношении федерального бюджета при со­хранении ее действия в отношении региональных и местных бюджетов?

Вариант 8

1. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности.

2. Функции налогов их виды.

3. Понятие и система государственных расходов.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы

подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения организации или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и иными законодательными актами РФ.

В нарушение указанной нормы Законом о бюджете одной из Республик в составе Российской Федерации было предусмотрено зачисление администра­тивных штрафов, взыскиваемых органами ГБДД в 2002 году, в бюджет Рес­публики. Соответствующая норма Закона о бюджете была признана недей­ствующей Верховным судом Республики.

Администрация муниципального образования, на территории которого взыскивались штрафы, обратилась в Арбитражный суд с иском к Министер­ству финансов Республики о взыскании убытков, причиненных муниципаль­ному образованию в результате неправомерного зачисления административ­ных штрафов в республиканский бюджет.

Определите правовую природу отношений, возникших между муниципаль­ным образованием и Республикой. Будет ли иметь значение для решения это­го вопроса факт закрепления Бюджетным кодексом РФ принципа разграниче­ния доходов и расходов между уровнями бюджетной системы?

Вариант 9

1. Конституционные основы финансовой деятельности.

2. Понятие и организация страхования.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

4. В целях обеспечения принципа целевого характера бюджетных средств пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ закрепил приоритет закона о бюд­жете в установлении бюджетных обязательств РФ. Данная норма явилась пред­метом оценки Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 9 апреля 2002 г. № 68-0 «По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Рос­сийской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донор­стве крови и ее компонентов».

Проанализируйте правовую позицию Конституционного Суда РФ, выра­женную в Определении. Могла ли измениться эта позиция в том случае, если бы Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» был принят после вступления в действие Бюджетного кодекса РФ?

Вариант 10

1. Финансовая деятельность Российской Федерации: понятие, функции, методы.

2. Понятие и принципы финансирования. Сметно-бюджетное финансирование.

3. Понятие и структура банковской системы.

4. Администрации трех субъектов Российской Федерации приняли совместное решение о создании межрегионального казначейства для исполнения бюд­жетов этих субъектов. В соответствии с указанным решением казначейство должно находиться в совместном подчинении администраций субъектов РФ.

Правомерно ли такое решение? Возможно ли создание такого казначей­ства в форме государственного учреждения?

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

5. Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991г. (с изменениями и дополнениями).

6. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 октября 1990г. (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. (с изменениями и дополнениями).

10. Финансовое право. Учебник (отв. ред. Химичева Н.И.). М., 2007.

11. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб. – М.: ТК Велби, 2006.

12. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник. – М., Юристъ, 2005.

13. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Дополнительная

1. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Ответ. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2007.

2. Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008.

3. Косаренко Н.Н., Кочергин А.Л. Финансовое право. Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

4. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля, М., 2007.

5. Агарков М.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М., 2007.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных и правовых дисциплин протокол №____ от«____»_________20___г. Председатель ЦК _____________/_________________________   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР _________________О.В. Джусоева «_____»________________20___г

Перечень

теоретических вопросов к экзамену

по дисциплине «Финансовое право»

1.Понятие финансов и финансовой системы РФ, ее состав.

2. Финансовая деятельность Российского государства: понятия, задачи, функции, методы.

3. Основные направления финансовой и денежно-кредитной политики го­сударства в текущем году.

4.Конституционные основы финансовой деятельности.

5. Полномочия президента РФ, Федерального собрания и правительства РФ в области финансов.

6. Федеральные финансово-кредитные органы и учреждения (задачи, фун­кции, правовое положение): Минфин РФ, Федеральное казначейство РФ, Фе­деральная служба налоговой полиции, Банк России, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования.

7.Полномочия органов представительной и органов (общей компетенции)
исполнительной власти субъектов федерации и МСУ в области финансов.

8.Правовые формы финансовой деятельности РФ.

9.Понятие финансового права, особенности его предмета и метода правового регулирования.

10.Место финансового права в системе российского права. Соотношение его с другими отраслями права.

11.Система финансового права.

12.Источники финансового нрава: понятия, виды.

13.Финансово-правовые нормы: понятия, особенности, структура, виды.
14 Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды. Субъекты финансовых правоотношений: понятие, виды, краткая характеристика.

15.Санкции в финансовом праве: понятие, виды, основания и порядок применения.

16.Понятие финансового контроля, его задачи и направления.

17.Полномочия органов представительной власти и органов (общей компетенции) исполнительной власти в этой сфере.

18.Счетная палата: понятие, задачи, функции, полномочия.

19.Полномочия федеральных финансово-кредитных органов в области финансового контроля: Минфина РФ, Федерального казначейства; Федеральной
службы налоговой полиции. Контрольные и надзорные функции Банка России.

20.Виды, формы и методы финансового контроля.

21.Понятие аудиторского контроля, его место в системе финансового кон­троля.

22.Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды.

23.Бюджетное право РФ: понятие, источники, место в системе финансо­вого права.

24.Понятие, особенности, виды бюджетных правоотношений.

25.Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы.

26.Структура (элементы) бюджета. Бюджетные доходы, их классифика­ция. Понятие закрепленных доходов и доходов регулирующих.

27.Бюджетные расходы: понятие. Классификация, особенности правового режима текущих расходов и расходов (бюджета) развития.

28.Целевые бюджетные фонды федерального бюджета, их виды, источни­ки образования, направления расходования.

29.Бюджетная система РФ: понятие, состав, структура, принципы постро­ения.

30. Порядок распределения доходов между бюджетами. Закрепление до­ходных источников: понятие, способы.

31. Бюджетное регулирование: понятие, методы (формы). Сравнительный анализ дотаций и субвенций.

32. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Фе­дерации. Порядок его образования и распределения

33. Порядок разграничения расходов между бюджетами.

34. Понятие бюджетного процесса в РФ. Стадии, принципы.

35. Характеристика порядка (крут органов, основные этапы, их содержа­ние):

- составления проекта федерального бюджета;

- рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Основные положе­ния федерального закона о федеральном бюджете на текущий год.

36. Исполнение федерального бюджета: понятие, основные направления. Кассовое исполнение бюджета. Функции ЦБ РФ, Федерального казначейства, других банков на этой стадии бюджетного процесса.

37. Механизм обеспечения сбалансирования федерального бюджета на этой стадии бюджетного процесса.

38. Полномочия правительства РФ по исполнению федерального бюджета. Полномочия Федерального собрания РФ, задачи и полномочия Счетной пала­ты РФ.

39. Заключение бюджета. Составление, рассмотрение и утверждение отче­та об исполнении федерального бюджета.

40. Особенности бюджетного процесса в сфере бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

41. Понятие внебюджетных фондов Их виды. Полномочия органов пред­ставительной и исполнительной власти по их образованию и использованию.

42. Пенсионный фонд (ПФ) РФ. понятие, назначение, источники образо­вания, направления использования, порядок утверждения бюджета о ПФ РФ и отчета об его исполнении.

43. Фонд социального страхования: понятие, назначение, порядок управ­ления, источники образования, направления использования.

44. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, назначение, со­став; источники образования, направления расходования, порядок управления.

45. Государственные доходы: понятие, система.

46. Юридическая классификация государственных доходов,

47. Доходы федерального государственного бюджета.

48. Правовое регулирование доходов государственного бюджета.

49. Понятие налога, функции налогов. Система налоговых платежей в РФ. Виды налогов.

50. Налоговое право РФ: понятие, принципы, источники.

51. Налоговые правоотношения: понятие, виды, состав.

52. Права и обязанности налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений.

53. Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности.

54. Налоговые агенты: понятие, права и обязанности.

55. Характеристика правового положения других субъектов налоговых пра­воотношений.

56. Механизм обеспечения исполнения налоговых обязанностей и защиты прав сторон налоговых правоотношений.

57. Налоговые правонарушения: понятия, виды.

58. Налоговые санкции. Порядок их применения. Ответственность в нало­говом праве.

59. Характеристика порядка взимания (круг плательщиков, объект обло­жения, порядок исчисления, основные льготы, порядок уплаты):

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов;

- налога на прибыль предприятий и организаций:

- подоходного налога с физических лиц;

- налогов на имущество физических лип;

- налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

- земельного налога и других налогов

60. Государственный долг РФ (внутренний и внешний): понятие, формы, порядок управления. Разграничение полномочий органов представительной и исполнительной власти в этой сфере.

61. Понятие государственного кредита. Крапая характеристика действую­щих форм федеральных займов.

62. Региональные и местные займы

63. Заемные доходы (средства) государства- понятие, вилы, сфера финан­сово-правового регулирования

64. Виды страхования в РФ.

65. Страхование как звено финансовой системы РФ: понятие, функции Отношения в области страхований, регулируемые нормами финансового пра­ва и других отраслей права.

66. Обязательное страхование: особенности, виды, порядок.

67. Функции и полномочия Минфина РФ в области страховой деятельности.

68. Понятие и система государственных расходов. Бюджетное финансиро­вание: понятие, принципы, виды (режимы).

69. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, объекты, по­рядок. Понятие сметы, ее структура: виды смет, порядок их составления и утверждения.

70. Внебюджетные средства бюджетных учреждений.

71. Понятие кредита как звена финансовой системы. Его виды. Банковс­кий кредит, его понятие и особенности. Соотношение понятий «банковский кредит» и «банковское кредитование».

72. Банковская система РФ: понятие, состав, функции. Полномочия Банка России по регулированию и надзору за банковской деятельностью кредитных организаций.

73. Финансово-правовое регулирование отношений по аккумуляции кре­дитных ресурсов банками и по их использованию.

74. Понятие денежной системы. Основные элементы организации денеж­ного обращения в РФ.

75. Организация оборота наличных денег в стране. Функции и полномо­чия Банка России.

76. Характеристика порядка ведения кассовых операций в РФ.

77. Основы порядка организации безналичного оборота.

78. Понятие и особенности расчетных правоотношений. Формы расчетов. Правила производства расчетов.

79. Ответственность за нарушение правил наличного и безналичного обо­рота.

80. Валютное регулирование: понятие, элементы, правовые основы.

81. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютные операции и их виды. Валютные ограничения.

82. Стороны валютных операций: понятия, виды. Права и обязанности ре­зидентов и нерезидентов.

83. Валютный контроль: понятие, направления. Органы и агенты валютно­го контроля.

84. Валютные правонарушения, меры ответственности за них и порядок их применения.

85. Полномочия Банка России как органа валютного регулирования и ва­лютного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: