Соотношение понятий «социальный статус» и «социальная ролы»

Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества. Эти места в струк­турах общества называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Позиции индивида и различных структурах различаются в зависимости от его возможности занимать высшую или низшую позицию в рамках данной структуры. Простые позиции не дают нам возможности ставить индивида выше, или ниже других. Например, такой позицией может считаться национальность. Однако, существу­ют ранговые позиции индивида, которые обязательно должны оцениваться по отношению к другим позициям такого рода как высшие или низшие. Такие ранговые позиции называются статусами. Примером могут счи­таться имущественные статусы и должностные ста­тусы. Из всех статусов выделяют привлекательные и значимые статусы. Привлекательные статусы ха­рактеризуются тем, что многие индивиды в обществе стремятся их занять. Как правило, к привлекатель­ным статусам относятся статусы с высоким престижем или высоким вознаграждением. Это обстоятельство по­рождает конкуренцию людей, стремящихся опередить других для занятия данного статуса. Значимые стату­сы рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или соци­альной группы. Например, одними из самых значимых статусов в обществе являются статусы президента или премьер-министра. Остальные статусы будут распола­гаться ниже по ступеням в соответствии с тем влияни­ем, которое они могут оказать на процесс достижения

общественно важных целей.

Для того, чтобы занимать данный статус и успеш­но функционировать в этом качестве, каждый индивид должен выполнять определенные требования по отно­шению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социаль­ной позиции. Иными словами, под ролью понимается совокупность ожиданий, проявляемых по отношению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию. Следовательно, каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.

Каждой роли (особенно роли в значимом статусе) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения. Непрерывное обучение связано с большим сроком обучения и глубоким проникновением в содержание ролевых функций. Прерывное обучение требует меньше временных затрат, но зато оно более динамично. Каждый из этих видов обучения имеет т. свои достоинства и недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: