Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества. Эти места в структурах общества называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Позиции индивида и различных структурах различаются в зависимости от его возможности занимать высшую или низшую позицию в рамках данной структуры. Простые позиции не дают нам возможности ставить индивида выше, или ниже других. Например, такой позицией может считаться национальность. Однако, существуют ранговые позиции индивида, которые обязательно должны оцениваться по отношению к другим позициям такого рода как высшие или низшие. Такие ранговые позиции называются статусами. Примером могут считаться имущественные статусы и должностные статусы. Из всех статусов выделяют привлекательные и значимые статусы. Привлекательные статусы характеризуются тем, что многие индивиды в обществе стремятся их занять. Как правило, к привлекательным статусам относятся статусы с высоким престижем или высоким вознаграждением. Это обстоятельство порождает конкуренцию людей, стремящихся опередить других для занятия данного статуса. Значимые статусы рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или социальной группы. Например, одними из самых значимых статусов в обществе являются статусы президента или премьер-министра. Остальные статусы будут располагаться ниже по ступеням в соответствии с тем влиянием, которое они могут оказать на процесс достижения
|
|
общественно важных целей.
Для того, чтобы занимать данный статус и успешно функционировать в этом качестве, каждый индивид должен выполнять определенные требования по отношению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Иными словами, под ролью понимается совокупность ожиданий, проявляемых по отношению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию. Следовательно, каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.
Каждой роли (особенно роли в значимом статусе) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения. Непрерывное обучение связано с большим сроком обучения и глубоким проникновением в содержание ролевых функций. Прерывное обучение требует меньше временных затрат, но зато оно более динамично. Каждый из этих видов обучения имеет т. свои достоинства и недостатки.