Предмет спора

СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОРЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Спор, дискуссии – это испытание не столько ума человека, сколько его нравственности.

В.А. Стариченко

Как научиться эффективно спорить, вести полемику? Предложить алгоритм, пригодный на все случаи жизни, невозможно. Спор – это тонкое искусство, причём кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.

Вместе с тем для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определёнными рекомендациями, установками и правилами. Знать правила спора надо не только для того, чтобы вести его самому. Иногда каждый из нас превращается в слушателя, читателя или зрителя. Те самым мы невольно становимся участниками споров, которые ведутся другими людьми. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем, разобраться в доводах «за» и «против» поможет знание психологических особенностей спора.

Что же такое спор? Какова его сущность, с какими видами споров нам приходится иметь дело?

Понятие спора.

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нём сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить своё понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта.

Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен.

Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению позиции, как своей собственной, так и позиции своего оппонента.

В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

Предмет спора.

Всякий спор будет успешным лишь при том условии, если чётко выделен его предмет. Это важнейшее требование к предмету спора.

Предмет спора – это те положения и суждения, которые подлежат обсуждению путём обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений. Важно, чтобы участники спора всегда ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий.

Участникам спора необходимо соблюдать важное правило – не упускать из виду основных положений, из-за которых ведётся спор. Если не придерживаться этого правила, то в споре может произойти то, что случилось на лекции чеховского героя в рассказе «О вреде табака».

Иван Иванович Нюхин, муж своей жены, содержательницы музыкальной школы и женского пансиона, сразу чётко определил тему выступления: «Предметом сегодняшний моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табака».

Но вскоре лектор забыл об этом. Начав объяснять, из каких веществ состоит никотин, оратор стал вдруг рассказывать о своей болезни:

«Когда я читаю лекции, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но Вы не обращайте внимание, это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, я глазом начал подмигивать в 1899 году 13-го сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвёртая дочь Варвара».

Несколько раз выступающий делал попытку вернуться к теме лекции:

«Впрочем (поглядев на часы), ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции»; «Но, однако (смотрит на часы), мы заболтались и несколько уклонились от темы. Будем продолжать».

И опять начал говорить о другом:

«Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит ещё преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее…».

Лектор рассказал слушателям и о том, почему его дочери так долго не выходят замуж, высказал им своё заветное желание порвать с этой дрянной, пошлой жизнью. Как видим, герой говорит обо всём, только не о предмете лекции.

Для того чтобы не потерять предмета спора, не уйти в сторону от решения вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы стало плодотворным и результативным, участники спора должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: