Вопрос 35 Фактический уровень защитного тарифа

Торговая политика — относительно самостоятельное на­правление бюджетно-налоговой политики правительства, свя­занное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на им­порт или экспорт.

Большинство экономистов последовательно выступают за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долго­срочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли сто­ит большое количество барьеров, которые используются в каче­стве инструментов торговой политики, — тарифов, квот, добро­вольных ограничений экспорта и так далее.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф — таможенная пошлина на импорт. При введе­нии тарифа отечественная цена импортного товара поднимает­ся выше мировой цены:

внутр. цена импортн. товара= Мир цена + тариф; {тариф=МЦ*тарифн ставка}

Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных про­изводителей аналогичных товаров, а отечественные потребите­ли оказываются в числе проигравших, так как облагаются до­полнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым ценам (Pw) и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта (см. рис. 14.1).

В результате введения тарифа импорт сокращается до вели­чины Q's Q'd При этом отечественное производство товара воз­растает от Qs до Q's, а внутреннее потребление снижается от Qd До Q'd.

Отечественное производство расширяется, потому что оте­чественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными из­держками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким об-разом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои закупки из-за по­вышения цен как на отечественные, так и на импортные това­ры. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область ("а + b + с + d"), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь "а"). Отечественные фирмы в импортозаме­щающих отраслях реализуют теперь свой первоначальный объ­ем выпуска Qs по возросшим ценам и получают дополнитель­ную прибыль от прироста объема производства до Q 's и реали­зации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, ко­торые владеют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие доходы от введения тарифа.

Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Потери эти оказываются тем более существенными, чем сильнее оказывает­ся общий импульс к повышению уровня цен и уровня инфля­ции, задаваемый введением торговых ограничений.

Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отношению к фирмам собственно этой отрасли, но и к отраслям, поставляющим данной отрасли сырье и материалы. Поэтому различают номинальный и фактический уровни защит­ного тарифа.

Фактический уровень защитного тарифа в отрасли — вели­чина (в процентах), на которую увеличивается созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции в результа­те функционирования всей тарифной системы. Если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный уровень.1

Площадь "с" поступает в государственный бюджет и вы­ступает поэтому в виде выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти дохо­ды являются трансфертом от потребителей в пользу государст­ва, которое может использовать эти средства в соответствии с -целями бюджетно-налоговой политики: на развертывание допол-

нительных социальных программ, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы государственных слу­жащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким об­разом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно потерянной в виде издержек, связанных с бюро­кратической деятельностью администрации и "протаски­ванием" в парламенте тарифов, защищающих интересы отдель­ных групп, что особенно характерно для переходных экономик.

Чистые потери национального благосостояния представлены областями "b" и "d". Область "b" представляет производствен­ный эффект тарифа — сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой им­портной продукции на более дорогую отечественную. Возрос­шие платежи потребителей стимулируют расширение неэффек­тивного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики.

Область "d" представляет потребительский эффект тарифа — сокращение благосостояния вследствие вынужденного сниже­ния потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от Pw до Pd для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать, и поэтому внутрен­нее потребление снижается.;

Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выиг­рышем и поэтому являются абсолютными.

Чистые потери общества от введения тарифов относитель­но ВВП могут оказаться незначительными, и поэтому их уп­разднение дает прирост благосостояния в пределах от (-1%) до (+10%) ВВП. Наивысший результат достигается в том случае, если:

а) упраздняемые торговые барьеры были велики;

б) эти барьеры были упразднены полностью.

В целом таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство. Та­риф перераспределяет доходы потребителей импортируемой про­дукции в пользу других социальных групп. Как правило, стиму­лирование отечественного производства может быть осуществле­но и другими способами, причем с лучшими результатами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: