К сильным сторонам фокус-групп можно отнести следующие их характеристики:
- разнообразие информации по затронутым вопросам, которое можно получить от нескольких участников;
- «эффект снежного кома» – реплика одного респондента вызывает ответную реакцию другого, наталкивает его на какие-то соображения или воспоминания;
- стимулирование – при удачном ходе группы у респондентов возникает желание высказывать свои мысли и чувства;
- чувство безопасности – респондентов несколько и они все находятся в одинаковых условиях, что снижает их опасения показаться несведущими;
- спонтанность реакций – респонденты высказываются в свободной форме, а не отвечают на конкретные четко сформулированные вопросы;
- гибкая структура, возможность задержаться на обсуждении неожиданно возникших интересных моментов или тех вопросов, которые вызвали затруднение или недоумение;
- быстрота сбора данных (по сравнению с интервью);
- наглядно видны различия между респондентами, и можно предположить, чем вызваны эти различия (социальное положение, профессиональная принадлежность, доход, культурный уровень);
- за фокус-группами можно наблюдать и получить доступ к реальным потребителям, их проблемам, эмоциям, языку.
Фокус-группы мало пригодны для получения информации в следующих случаях:
|
|
- когда речь идет о темах, которые люди навряд ли будут обсуждать откровенно в присутствии других людей;
- когда требуется понимание сложного поведения, связанного с принятием ряда ответственных решений;
- когда существуют строгие социальные нормы, регулирующие и предписывающие определенные взгляды и действия в какой-либо области;
- необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений;
- индивидуальное мнение по какому-либо вопросу представляет больший интерес для исследователя, чем четко артикулированные, но сформировавшиеся под влиянием обсуждения с другими респондентами мнения участников фокус-групп;
- респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу.