Эксперимент - вид теста, когда испытуемого погружают в реальную или искусственно созданную обстановку, в которой его поведение подобно поведению в жизненной ситуации. Эксперимент должен показать, какие факторы подвержены влиянию зависимых переменных, а какие - независимых.
Независимая переменная - такая, которая может регулироваться испытателем за счет изменения начальных условий, зависимая переменная - та, которая изменяется под воздействием независимых переменных величин.
Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Лабораторные эксперименты позволяют контролировать посторонние факторы. Полевые эксперименты проходят в реальных условиях, но не исключают неконтролируемых посторонних воздействий.
Эксперименты классифицируются по американской терминологии с точки зрения двух критериев:
1) измерение у контрольной или экспериментальной группы [Е - экспериментальная группа (experimental group), С - контрольная группа (control group) ];
|
|
2) измерение до или после воздействия фактора [А - после воздействия (after), В - до воздействия (before) ].
Можно выделить несколько типов эксперимента:
1. ЕВА - измерение характеристик у одной экспериментальной группы до и после воздействия фактора.
2. ЕА - СА - измерение характеристик у контрольной и экспериментальной групп после воздействия фактора.
3. ЕВА - СВА - измерение характеристик до и после воздействия фактора с привлечением контрольной группы.
4. ЕА - ЕВА - СВА - измерения проводятся уже у трех групп.
Методы получения маркетинговой информации. Качественные исследования.