ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра детских инфекционных болезней
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
д.м.н., проф. М.В. Голубева
________________________
«28» августа 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов педиатрического факультета
по проведению практического занятия
по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»
на 6 курсе по специальности 060103 – Педиатрия
Раздел №2 Инфекции преимущественно с капельным механизмом
Тема № 18 «Менингококковая инфекция у детей.
Менингококковый менингит»
Обсуждена на заседании кафедры
«28» августа 2013 г.
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
профессором, д.м.н. Голубевой М.В.
Ставрополь, 2013
Тема занятия: «Менингококковая инфекция у детей. Менингококковый менингит»
2. Обучаемый контингент: студенты 6 курса педиатрического факультета
|
|
Актуальность темы (мотивация)
С середины 70-х годов заболеваемость менингококовой инфекцией в России сохраняется на достаточно высоком уровне, составляя 10-20 на 100 тыс. населения, с периодическими незначительными снижениями и подъемами. 70-80% всей заболеваемости приходится на детей первых трех лет жизни.
Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в т. ч. и таких тяжелых, как гнойный менингит и менингококцемия, при которых сохраняется высокая летальность. В последние годы в связи с разработкой этиотропной и патогенетической терапии летальность значительно снизилась. Частота летальных исходов и тяжесть последствий менингококковой инфекции зависят от сроков начала лечения. Исход заболевания тем тяжелей, чем позднее начата терапия. В современных условиях необходимо усиление внимания педиатров, инфекционистов и эпидемиологов к проблеме менингококковой инфекции.
4. Учебные и воспитательные цели:
4.1. Общая цель:
На основании данных анамнеза, эпиданамнеза, объективного осмотра и дополнительного обследования уметь диагносцировать различные формы менингококковой инфекции (в т.ч. менингококковый менингит), инфекционно-токсический шок, обосновать клинический диагноз, проводить обследование и рациональное лечение больных на догоспитальном этапе и в стационаре, осуществлять противоэпидемические мероприятия.
4.2. Частные цели:
4.2.1. Студент должен знать:
1. Определение менингококковой инфекции и место в структуре инфекционной заболеваемости. Основные достижения науки в изучении менингококковой инфекции (историю вопроса, роль отечественных ученых).
|
|
2. Этиологию и свойства N. meningitidis.
3. Эпидемиологию (источник, пути передачи, возрастная восприимчивость и заболеваемость)
4. Основные звенья патогенеза (поражаемые органы и системы, характер иммунного ответа), патогенез инфекционно-токсического шока.
5. Классификацию менингококковой инфекции.
6. Клинические проявления менингококкового назофарингита, менингококцемии.
7. Клинические проявления менингококкового менингита, менингоэнцефалита.
8. Осложнения менингококковой инфекции.
9. Особенности клиники менингококковой инфекции у детей первого года жизни
10. Методы лабораторной диагностики (бактериологические, серологические, исследование ликвора)
11. Основные принципы лечения локализованных и генерализованных форм менингококковой инфекции. Терапия на догоспитальном этапе и в стационаре. Показания для отмены антибактериальной терапии.
12. Профилактика менингококковой инфекции, противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансеризация.
4.2.2 Студент должен уметь:
1. Соблюдать меры профилактики у постели больного, этику взаимоотношений с родителями и родственниками
2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический)
3. Осмотреть больного и выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, катаральный, экзантемы, менингеальный).
4. Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать предварительный диагноз
5. Назначить лабораторные обследования (общий анализ крови, мазок из носоглотки на менингококк, посев крови, ликвора на менингококк, серологическое исследование) и проанализировать их результаты. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования ликвора.
6. Провести дифференциальный диагноз.
7. Обосновать клинический диагноз с указанием клинической формы, тяжести и течения менингококковой инфекции.
8. Назначить лечение в зависимости от клинической формы и тяжести заболевания, возраста и преморбидного фона.
9. Заполнить экстренное извещение в СЭС
10. Оценить течение болезни, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.
5. Обладать набором компетенций:
По проведению ранней диагностики менингококковой инфекции с учетом особенностей течения; осуществлению лечения, диспансеризации; по проведению неспецифической и специфической профилактики, организации противоэпидемических мероприятий.
6. Учебное время – 6 часов
Учебное и материальное обеспечение
7.1. Клиническая база – диагностическое отделение ГУЗ ККИБ, лабораторная база – клиническая и бактериологическая лаборатории ГУЗ ККИБ.
7.2. Контингент тематических больных – дети разного возраста с различными клиническими формами менингококковой инфекции.
7.3. Наглядные пособия: таблицы; плакаты; рисунки; мультимедийные слайды; результаты исследований периферической крови, ликвора, бактериологических и серологических исследований; экстренное извещение в СЭС; копии историй болезни больных с менингококковой инфекцией.
7.4. Техническое оснащение: ПК, ноутбук, диапроектор, слайды, кадограммы.