Учебное и материальное обеспечение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра детских инфекционных болезней

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

д.м.н., проф. М.В. Голубева

________________________

«28» августа 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов педиатрического факультета

по проведению практического занятия

по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»

на 6 курсе по специальности 060103 – Педиатрия

Раздел №2 Инфекции преимущественно с капельным механизмом

Тема № 18 «Менингококковая инфекция у детей.

Менингококковый менингит»

Обсуждена на заседании кафедры

«28» августа 2013 г.

Протокол № 1

Методическая разработка составлена

профессором, д.м.н. Голубевой М.В.

Ставрополь, 2013

Тема занятия: «Менингококковая инфекция у детей. Менингококковый менингит»

2. Обучаемый контингент: студенты 6 курса педиатрического факультета

Актуальность темы (мотивация)

С середины 70-х годов заболеваемость менингококовой инфекцией в России сохраняется на достаточно высоком уровне, составляя 10-20 на 100 тыс. населения, с периодическими незначительными снижениями и подъемами. 70-80% всей заболеваемости приходится на детей первых трех лет жизни.

Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в т. ч. и таких тяжелых, как гнойный менингит и менингококцемия, при которых сохраняется высокая летальность. В последние годы в связи с разработкой этиотропной и патогенетической терапии летальность значительно снизилась. Частота летальных исходов и тяжесть последствий менингококковой инфекции зависят от сроков начала лечения. Исход заболевания тем тяжелей, чем позднее начата терапия. В современных условиях необходимо усиление внимания педиатров, инфекционистов и эпидемиологов к проблеме менингококковой инфекции.

4. Учебные и воспитательные цели:

4.1. Общая цель:

На основании данных анамнеза, эпиданамнеза, объективного осмотра и дополнительного обследования уметь диагносцировать различные формы менингококковой инфекции (в т.ч. менингококковый менингит), инфекционно-токсический шок, обосновать клинический диагноз, проводить обследование и рациональное лечение больных на догоспитальном этапе и в стационаре, осуществлять противоэпидемические мероприятия.

4.2. Частные цели:

4.2.1. Студент должен знать:

1. Определение менингококковой инфекции и место в структуре инфекционной заболеваемости. Основные достижения науки в изучении менингококковой инфекции (историю вопроса, роль отечественных ученых).

2. Этиологию и свойства N. meningitidis.

3. Эпидемиологию (источник, пути передачи, возрастная восприимчивость и заболеваемость)

4. Основные звенья патогенеза (поражаемые органы и системы, характер иммунного ответа), патогенез инфекционно-токсического шока.

5. Классификацию менингококковой инфекции.

6. Клинические проявления менингококкового назофарингита, менингококцемии.

7. Клинические проявления менингококкового менингита, менингоэнцефалита.

8. Осложнения менингококковой инфекции.

9. Особенности клиники менингококковой инфекции у детей первого года жизни

10. Методы лабораторной диагностики (бактериологические, серологические, исследование ликвора)

11. Основные принципы лечения локализованных и генерализованных форм менингококковой инфекции. Терапия на догоспитальном этапе и в стационаре. Показания для отмены антибактериальной терапии.

12. Профилактика менингококковой инфекции, противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансеризация.

4.2.2 Студент должен уметь:

1. Соблюдать меры профилактики у постели больного, этику взаимоотношений с родителями и родственниками

2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический)

3. Осмотреть больного и выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, катаральный, экзантемы, менингеальный).

4. Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать предварительный диагноз

5. Назначить лабораторные обследования (общий анализ крови, мазок из носоглотки на менингококк, посев крови, ликвора на менингококк, серологическое исследование) и проанализировать их результаты. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования ликвора.

6. Провести дифференциальный диагноз.

7. Обосновать клинический диагноз с указанием клинической формы, тяжести и течения менингококковой инфекции.

8. Назначить лечение в зависимости от клинической формы и тяжести заболевания, возраста и преморбидного фона.

9. Заполнить экстренное извещение в СЭС

10. Оценить течение болезни, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.

5. Обладать набором компетенций:

По проведению ранней диагностики менингококковой инфекции с учетом особенностей течения; осуществлению лечения, диспансеризации; по проведению неспецифической и специфической профилактики, организации противоэпидемических мероприятий.

6. Учебное время – 6 часов

Учебное и материальное обеспечение

7.1. Клиническая база – диагностическое отделение ГУЗ ККИБ, лабораторная база – клиническая и бактериологическая лаборатории ГУЗ ККИБ.

7.2. Контингент тематических больных – дети разного возраста с различными клиническими формами менингококковой инфекции.

7.3. Наглядные пособия: таблицы; плакаты; рисунки; мультимедийные слайды; результаты исследований периферической крови, ликвора, бактериологических и серологических исследований; экстренное извещение в СЭС; копии историй болезни больных с менингококковой инфекцией.

7.4. Техническое оснащение: ПК, ноутбук, диапроектор, слайды, кадограммы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: