Предмет и метод экономической теории
Необходимость экономико-теоретического исследования. Метод экономической теории. Каузальный и функциональный типы исследования. Статическая теория и ее предмет. Динамическая теория и ее предмет. Метод сравнительной статики. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Предмет экономической теории (типичные экономические отношения). Доктрина и научная теория. Объективность экономико-теоретического знания: принципы верификации и фальсификации. «Функции» экономической теории: позитивная и нормативная функции.
Производственные возможности общества
Экономические блага и их классификации. Потребности и ресурсы. Производственные возможности Экономический выбор. Альтернативные издержки.
Экономическая система
Экономическая система. Структура экономической системы (производство, производительные силы, производственные отношения). Собственность. Типы и формы собственности. Классификация экономических систем. Основные черты экономических систем и их моделей. Функционирование и развитие экономических систем
|
|
Основные этапы развития экономической теории
Донаучный период. Первые теоретические системы (меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм). Экономические теории ХХ века (неоклассическая школа, кейнсианство. Монетаризм, институционализм). Экономическая мысль в России.
Микроэкономика
Рынок (Модель «крест Маршалла»)
Модель «крест Маршалла». Частичный рынок. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена. Рыночный механизм Неценовые детерминанты (факторы) спроса. Неценовые детерминанты (факторы) предложения. «Функции» рынка.
Эластичность спроса и предложения
Теоретическое назначение анализа эластичности спроса. Ценовая эластичность спроса. Точечная и дуговая эластичность. Показатели (коэффициенты) эластичности. Факторы эластичности спроса. Виды неценовой эластичности спроса. Эластичность предложения. Фактор времени и эластичность предложения. Практическое значение концепции эластичности.
Теории поведения потребителя
Факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос. Концепция убывающей предельной полезности: аксиомы, совокупная и предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности; парадокс ценности; излишек потребителя. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Концепция кривых безразличия: аксиомы концепции; кривые безразличия, карта кривых безразличия, бюджетное ограничение, равновесие потребителя, кривая спроса, эффект дохода и эффект замещения.