Раздел «формирование элементарных математических представлений»

Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки
I. Уровень знаний о количестве, умение считать в преде­лах 5. 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания: Инструкция. - Что ты видишь на столе? - Сколько кубиков на столе всего? - Чем отличаются кубики друг от друга? - Посчитай кубики по порядку. - Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д) - Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Вто­ром, третьем.) - Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. - Что можно о них сказать? 2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки». Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5). 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при ак­тивной помощи педагога. 2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Срав нивает количество пред мет тов в группах на основе счета. Затрудняется сравни вать количество предметов в группах путем поштуч ного соотнесения предме тов двух групп (не пони­мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов боль ше, меньше, равное количество. 3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос
  Содержание диагностического задания: Инструкция. Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в ниж­нем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько ба­бочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). «Сколь­ко всего?». Сравни вает количество предметов в группах на ос­нове счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесе­ния предметов двух групп (сос тавления пар). Может опре де­лить, каких предме тов больше, меньше, равное количество
II. Уровень знаний об эталонах величины. 1.Дидактическое упражнение «Посади елочки». Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.). Содержание диагностического задания: Инструкция. Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возраста ния), исполь­зуя слова «выше», «ниже». 2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. Содержание диагностического задания: Инструкция.Педагог предлагает сравнить дорож ки по длине и ширине. - Покажи длинную дорожку (короткую). - Что можно сказать о ширине дорожек? - Покажи широкую дорожку (узкую). - Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допуска­ет ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче. 2 балла - ребенок сравни вает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 3 балла - ребенок сравни вает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, рав ные) без приложения их друг к другу или наложения.
III. Уровень знаний о геометрических фигурах. 1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоуголь ник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие. Содержание диагностического задания:Воспита тель показывает ребенку какую-либо фигуру и про­сит найти такую же и назвать ее. 2.Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометри­ческой фигурой». Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, ста­кан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). Содержание диагностического задания:Воспита тель просит соотнести форму предметов с извест­ными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямо­угольник и др. . 1 балл - ребенок различает и правильно называет толь ко круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. 2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, тре­угольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотне­сти форму предметов с известными геометричес кими фигурами. 3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, тре­угольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометри ческими фигурами.
IV. Ориентировка в пространстве. 1.Дидактическая игра «Поручение». Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пира­мидка. Содержание диагностического задания: Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Инструкция.Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа. 2. Дидактическая игра «Назови, что видишь». Содержание диагностического задания: По зада нию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать пред­меты, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. 1 балл - ребенок не справ ляется с заданиями даже при по­мощи взрослого. 2 балла - ребенок после дополнительных инструк ций справ­ляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла - ребенок безоши бочно определяет положе ние предметов в пространст ве по отношению к себе, раз личает пра­во и лево. Справи лся с заданием, не сделал ни одной ошибки.
V. Ориентировка во времени. Игровое упражнение «Когда это бывает?». Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток. Содержание диагностического задания: Инструкция.Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. 2 балла - ребенок правиль но определяет части суток, за­трудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла - ребенок правиль но определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и назы­вает правильно дни недели. Высокий уровень - 13-15 б Средний уровень - 8-12 б Низкий уровень - 5-7 б

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: