Оптимизация ассортимента на основе АВС- и CVP-методов анализа.
(натуральные показатели в ед.; стоимостные –в €)
Оценка эффективности деятельности фирмы (по итоговым показателям)
Затраты на закупку | Выручка плановая | Выручка факт | |
Итого, € | |||
Рентабельность,% |
АВС-анализ по брендам
На основании данных о реализации за год сделать рекомендации по структуре закупок на следующий сезо н. Выявить лидеров и аутсайдеров по брендам и ассортиментным позициям. Провести АВС-анализ по двум критериям - по рентабельности и по соотношению удельных весов в закупках и выручке фактической.
2.1. Отсортировать исходный файл по брендам
2.2. Подвести итоги по каждому бренду
2.3. Сформировать обобщающую таблицу по рентабельности
Бренд | Коли- чество | Затраты на закупку | Выручка плановая | Выручка факт | Рент план | Рент факт |
Balmain | ||||||
…….. | ||||||
Tom Browne | ||||||
Прочие*) | ||||||
Итого |
*) В раздел «прочие» включены бренды с объемом реализации до 10 единиц за сезон
2.4. Отсортировать итоговую таблицу по уровню рентабельности (относительно средней) и выявить перспективные (приоритетные) бренды, нейтральные и бренды- аутсайдеры. Представить информацию в графическом формате
2.5. Рассчитать удельный вес каждого бренда в общем количестве номенклатурных позиций, в затратах в выручке. выявить перспективные (приоритетные) бренды, нейтральные и бренды- аутсайдеры. Представить информацию в графическом формате (уд вес в выручке должен быть выше, чем уд. вес в закупках по количеству и по стоимости)
2.6. Совместить две матрицы и принять решение о перспективах бренда (приоритет за рентабельностью продаж)
Расчет по ассортиментным позициям на основе CVP-анализа
Рассчитать базовые показатели, которые понадобятся для проведения ассортиментного анализа.
Объем реализации — количество единиц реализованной продукции каждого наименования.
Цена — цена реализации одной единицы продукции.
Выручка = объем реализации × цена.
Затраты общие = переменные затраты + постоянные затраты.
Постоянные затраты распределяются по ассортиментным группам пропорционально объему закупок
Ассорти-ментная группа, i | Коли- чество, Q | Общая сумма затрат | Затраты в расчете на 1 ед. (в среднем) | Выручка факт, PQ | Цена, Pi | Рентабель- ность, % | |||
перемен- ные VC | постоян- ные FC | совокуп- ные TC | avc | atc | (PQ-TC) TC | ||||
Итого |
Комментарии к расчету отдельных показателей
VC -общая сумма затрат на закупку
avc по отдельному товару – фактическая цена закупки (задана в исходном файле)
avci по ассортиментной группе – средняя цена закупки (VCi/Qi)
VCi – сумма затрат на закупу по i-ой группе товаров
Qi – количество проданных товаров в i-ой группе
afc – постоянные затраты в расчете на 1 € закупок (FC/ VC) – затраты одинаковые для всех ассортиментных групп в отчетном периоде.
FC – общая сумма постоянных затрат, соответствующая расходам связанным с деятельностью фирмы в целом (административно-хозяйственные,, коммерческие, пр.)
VC – общие затраты на закупку (по всем ассортиментным группам)
FCi – постоянные затраты по i-ой группе. FCi = afc*VCi
TCi – совокупные затраты поi-ой ассортиментной группе. TCi= FCi+VCi
Pi – средняя цена реализации по i-ой ассортиментной группе (Выручка фактическая/количество проданных товаров;Pi = PQi/Qi)
3.2. Рассчитать финансовые показатели по каждой ассортиментной группе и в целом по магазину:
Рентабельность = (Выручка – Затраты) / Затраты × 100%; (PQ-TC)/TC
Маржинальный доход (вклад на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли) = выручка от реализации – переменные расходы
Коэффициент вклада на покрытие (КВП) = (объем выручки – переменные издержки)/объем выручки = маржинальный доход/объем выручка. Показывает значение ассортиментной группы товаров для фирмы. Чем больше коэффициент, тем выгоднее реализация с точки зрения портфельного подхода.
Операционный рычаг = (объем выручки – переменные затраты)/(объем выручки – общие затраты) = маржинальны доход/прибыль. Операционный рычаг показывает, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж; характеризует текущие риски фирмы.
Точка безубыточности (самоокупаемости) - минимальный объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов (Qbp).
Запас финансовой прочности = (объем выручки – выручка в точке безубыточности) / объем выручки. Показывает - насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков.
Ассортиментная группа | Рентабель- ность, R, % | Маржиналь-ный доход, Prm | КВП, Rm, % | Опер. рычаг | Порог безубыточности, шт. | Выручка в точке ВР | Запас финансовой прочности |
(PQ-TC) TC | PQ-VC | (PQ-VC) PQ | Prm Pr | Qbp = FC/(p-avc) | PQbp | PQ- PQbp PQ | |
Итого |
Итоговая таблица финансовых показателей
Ассортиментные группы | Рентабель- ность, % | Коэффициент вклада на покрытие | Операционный рычаг | Запас финансовой прочности | Скидки, % | Рекомендации |
Итого |
Уровень скидок в целом по ассортиментной группе рассчитывается как:
1-(выручка плановая/выручка фактическая)