Метафора
| Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении.
| Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
В. Маяковский
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
М. Булгаков
|
Олицетворение
| Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа
| Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твойузнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
А. Ахматова
В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.
Н. Заболоцкий
|
Оксюморон
| Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.
| Легкомыслие! – Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
М. Цветаева
|
Сравнение
| Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим
| Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берёз изглоданные кости.
С. Есенин
Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.
А. Куприн
|
Метонимия
| Замена одного слова другим, смежным по значению
| Он не то на серебре, на золоте едал
А. Грибоедов
Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. Н. Гоголь
|
Эпитет
| Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо
| И малиновое солнце
Над лохматым сизымдымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
А. Ахматова
И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для
спелого страданья…
И. Анненский
|
Гипербола
| Намеренное преувеличение
| В сто сорок солнц закат пылал.
В. Маяковский
|
Литота
| Намеренное преуменьшение
| Ваш шпиц, прелестный шпиц,
Не более напёрстка.
А. Грибоедов
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…асам с ноготок!
Н. Некрасов
|
Перифраза
| Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл
| Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А. Пушкин
|
Синоним
| Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки
| Он не шёл, а влачился,не поднимая ног от земли.
А. Куприн
|
Контекстные синонимы
| Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи.
| Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.
|
Антоним
| Слова, противоположные по своему лексическому значению
| В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы молод. Н. Гоголь
|
Омоним
| Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению
| Радуйся,
Радуйся,
Ты доканала!
Теперь такая тоска,
Что только б добежать до канала
И голову сунуть воде в оскал.
В. Маяковский
|
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика
| Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка
| С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях…
М. Волошин
|
Стилистически ограниченная лексика
| Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную
| Подобно земноводной деве,
Не скрестит две руки крестом –
Дщерь, выношенная во чреве
Не материнском, а морском!
М. Цветаева
|
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки
| Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.
| Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.
Н. Гоголь
|
Анафора
| Повторение отдельных слов или оборотов в началепредложений
| Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
М. Цветаева
|
Эпифора
| Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений
| Други его – не тревожьте его!
Слуги его – не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
М. Цветаева
|
Антитеза
| Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия
| Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А. Пушкин
|
Инверсия
| Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла
| Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как, -
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?..
В. Маяковский
|
Эллипсис
| Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста
| Люблю тебя в твоем просторе я
И в каждой вязкой колее.
Пусть у Европы есть история, -
Но у России – житие.
С. Парнок
|
Градация
| Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом
| Явижу, я чувствую, – чуювас всюду!
- Что ленты от ваших венков! –
Я вас не забыла и вас не забуду
Во веки веков.
М. Цветаева
|
Параллелизм
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей)
| Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт
|
Парцелляция
| Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов.
| В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов!
|
Риторический вопрос
| Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме.
| Сколько раз говорить тебе одно и то же?!
|
Риторическое обращение
| Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи
| О небо, небо, ты мне будешь сниться!
|
Риторическое восклицание
| Эмоционально окрашенное предложение
| Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! А. Чехов
|
Многосоюзие
| Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами
| И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
Ибожество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
|
Бессоюзие
| Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова
| Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.
М. Кузьмин
|