Фотографии

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост

автор статьи: Александр Викторович

Посмотреть на карте | Обсудить на форуме |

Годы постройки:  
Соединяет: Невский проспект
Через: Фонтанка
   
   

Аничков мост

Аничков мост - единственный в Петербурге мост, обладающий редкими архитектурными и декоративными качествами. Его знают не только жители Петербурга. Ведь изображение укрощаемого коня, одной из скульптурных групп П. К. Клодта, стало одним из символов города на Неве. Аничков мост с башнями был одним из украшающих элементов главной городской магистрали - Невского проспекта - до 1841 г.; таким он и предстает перед нами на акварелях и литографиях художников того времени.
Первая бревенчатая дорога в Петербурге была проложена по заболоченной местности, от Адмиралтейства к Александро-Невскому монастырю. Эта дорога с кюветами и древесными посадками по сторонам, получившая название «Большой першпективы», стала застраиваться усадьбами, дворцами и домами. Одновременно с прокладкой дороги в 1715 г. Петр I издал указ: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». И через Фонтанку, называвшуюся в те времена еще Безымянным Ериком, был построен деревянный балочный многопролетный мост на свайных опорах, перекрывавший проток и заболоченную пойму. Об окончании работ в мае 1716 г. можно судить по выписке, касающейся израсходованных материалов. На его строительство был выдан аванс - «наперед 50 рублев».

Легенда об Аничковом мосте

В первой четверти XVIII века Фонтанка служила естественной границей города. Мост, перекинутый солдатами квартировавшего здесь строительного батальона подполковника Аничкова, был со шлагбаумом, который в ночное время опускался и как бы запирал город. В дальнейшем мост стали называть именем подполковника. Впрочем в обиходной речи его иногда называют А'ничкиным - по имени какой-то никому неизвестной Ани, Анички. За почти что трехвековую историю мост несколько раз перестраивали. С 1785 по 1841 год он представлял знакомую всем композицию с романтическими каменными башнями, наподобие сохранившихся до сих пор Чернышева и Старо-Калинкина мостов. В то время Фонтанку пересекали семь подобных однотипных мостов. Все они были разводными. Подъемные механизмы располагались под сводами башен.

По книге - Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде...: -СПб, "Норинт", 2000


Аничков мост по праву считается одним из красивейших мостов Санкт-Петербурга. Особенно выразительны чугунные стойки, в просветах которых находятся стремительно устремляющиеся в морскую пучину дельфины. Но наибольший интерес представляют установленные на гранитных пьедесталах над береговыми устоями скульптурные группы. К теме «коня с возничим» в скульптуре, сводящейся к изображению человека, смиряющего вздыбленного коня, обращались видные скульпторы многих поколений, начиная с античных времен до наших дней. Эта же тема, навеянная образцами эпохи Возрождения, выражена в скульптурах «укротителей коней» французского ваятеля Гийома Кусту, украшающих парк Марли под Парижем. Не оставила она безучастным и скульптора Петра Карловича Клодта; как бы «оттолкнувшись» от «марлийских коней», к которым ведут его первые эскизы, он создал совершенно самобытные высокохудожественные образы, получившие всеобщее признание и принесшее ему мировую славу. По воле Николая I скульптурные группы Клодта дважды снимались с пьедесталов Аничкова моста и отсылались в дар королевским дворам. Так было с двумя группами, отосланными в Берлин в 1842 г. прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Затем он повелел отправить также две скульптурные группы неаполитанскому в Неаполь, в знак признательности за оказанное гостеприимство русской императрице во время ее путешествия по Италии в 1846 г. Они были установлены в саду около неаполитанского театра Сан-Карло. Места вывезенных скульптур занимали гипсовые копии, которые заменялись бронзовыми по мере их отливки автором.


Последние две группы «Коня с возничим», отлитые автором в 1849 - 1850 гг., изображали новые сцены укрощения коня человеком, которые вместе с изваянными ранее составили композицию из четырех групп, ярко живописующих этапы борьбы человека с конем. Они представляют удивительный скульптурный ансамбль, в котором каждая группа размещена автором с большим художественным вкусом.

Необходимо отметить, что в наше время ограждения и скульптуры подверглись реставрации. В период Великой Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров. В результате бомбежек и артиллерийских обстрелов Аничкову мосту были нанесены серьезные повреждения. Пострадали большие участки чугунных ограждений и гранитные постаменты. Еще до Дня Победы были восстановлены ограждения, а к Первому мая 1945 г. скульптурные группы вернулись на свои пьедесталы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: