Своеобразие чеховской прозы конца 1880-х – 1900-х годов

1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»).

2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе.

3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894).

4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898).

5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Поэтика имени. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия.

6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Лирико-философская структура повествования в «Архиерее», традиции Псалтири.

Литература

1. Альми И. Л. О новелле А. П. Чехова «Архиерей» // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 9–12.

2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. – 1991. – № 4. – С. 93–123.

3. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 145–158.

4. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.

5. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987. – С. 68–176.

Дополнительная литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 247–342.

2. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

3. Катаев В. Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2004.

4. Собенников А. С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А. П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 144–149.

5. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова. – М., 1986.

7. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

8. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX веков. – М., 1999. – С. 369–412.

Практическая часть (анализ текста)

Поэтика рассказа А. П. Чехова «Архиерей»

1. Жилякова Э. М. Последний псалом А. П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1994. – С. 274–284.

2. Шеховцова Т. А. Сюжет апостола Петра в прозе А. П. Чехова и И. А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. – М., 1997. – Вып. 9. – С. 16–26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: