Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Вступительная лекция. Развитие критического реализма в русской литературе второй половины Х1Х в. было обусловлено усилением многообразных связей литературы и других форм общественной деятельности, благодаря которым литература становится все более ощутимым фактором духовного развития общества. Демократизация общественного сознания, масштабные исторические события внутри страны, рост демократического движения оказали влияние на литературное творчество. История русской литературы второй половины Х1Х века, история могучего расцвета реализма во многом определена особенностями общественно-исторического развития страны. Период середины Х1Х в. определяется как "эпоха подготовки революции", "перевал русской истории". Рост демократического движения, определивший демократические преобразования в России середины Х1Х в. и предопределил необходимость проведения реформы отмены крепостного права, ставшую, несмотря на ограниченность проведенных преобразований, значительной вехой в развитии общества и сыгравшей значительную роль в подъеме чувства личности в обществе. Закономерно, что на данном историческом фоне роман начинает занимать ведущее место в не только в литературном процессе, но и в целом в общественном сознании, перенимая функции и задачи философии, что способствовало вовлечению новых тем в орбиту художественного осмысления, обновлению и углублению социально-исторической, философской проблематики, порождая переосмысление и разрушение традиционных форм романа и формируя новые жанровые качества в романе как ведущей форме нового времени. История русской литературы последней трети Х1Х века тесно связана с идейным и художественным наследием -60-х гг. В -70-е годы продолжали свою активную деятельность крупнейшие писатели-реалисты. Это время расцвета творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого;. Именно в связи с творчеством этих писателей изучаются современные научные концепции реализма, вопросы поэтики и типологии русского романа. Творчество писателей-народников рассматривается обзорно в связи с развитием и распространением народничества. на данном этапе общественного развития. 1880- гг. определяются как "период безвременья", "эпоха ломки", не выдвинувшей ни одного крупного писателя, наиболее полно выразившего тенденции времени. Старшее поколение писателей завершало свой литературный путь (Л. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, И.С.Тургенев, А.Н. Островский); А.П. Чехов и В.Г. Короленко только начинали свою литературную деятельность. Но и те и другие остро ощущали необходимость обновления реализма, поисков новых форм в искусстве. Изменилось и соотношение жанров. Роман, игравший еще в -70 гг. ведущую роль, уступает место очерку, рассказу, повести. Вопрос о своеобразии русского реализма конца Х1Х века подробно рассматривается в связи с анализом творчества В.М. Гаршина, А.П. Чехова. ОК-1; ОК-6, ПК-5. ПСК-1, ПСК-2
  Раннее творчество Л.Н. Толстого. "Трилогия тревожных исканий" - первое произведение Л. Толстого. Особенности нового творческого метода. ("Диалектика души". Сочетание "мелочности и генерализации"). Переосмысление традиций предшествующих этапов развития литературы. " Обращение к веку дедов, а не отцов" (Б. Эйхенбаум) Роль традиций просветительства и сентиментализма. Преодоление традиций романтизма. Особенности сюжетно-фабульного построения. (Отсутствие фабулы) Форма повествования в трилогии. Поэтика пространства и времени. Идея нравственного совершенствования, и ее роль в творчестве Толстого. Цикл "Севастопольские рассказы". Идейно - тематическая общность как основа целостности цикла. Жанровые особенности произведений, включенных в цикл. (лирический очерк, рассказ с элементами эпического повествования, романизированная повесть). Традиции Стендаля в изображении войны.. Психология новичка на войне. Патриотизм. Формирование новых принципов изображения войны. Природа и цивилизация в повести "Казаки" Руссоистские мотивы. Переосмысление концепта "лишний человек» в "Казаках". Преодоление традиций романтизма. Идея самосовершенствования личности. Двунаправленность философского эксперимента в повести. Эксперимент как этап духовных исканий становящегося и развивающегося героя Л. Толстого. Рассказ Л.Н. Толстого. "Люцерн". Традиции просветительства в антитезе «природа и цивилизация». Проблемы философии истории в рассказе «Люцерн» Моралистический пафос рассказа. Трактатная основа произведения. ОК-1, ОК -6, ПК-5 ПСК-1,2
  Жанровое своеобразие романа "Война и мир" Л.Н. Толстого. Особенности жанровой структуры «Войны и мира». Причины споров по поводу определения жанра «Войны и мира». "Война и мир" - роман-эпопея (Сабуров А.П., Чичерин А.В.): военно-историческое повествование, народ в "Войне и мире", Жизнь "историческая" и жизнь "частная". "Война и мир"- "история -искусство" (Е.Н. Купреянова). Философия истории Л. Толстого. Проблеме свободы и необходимости в общей композиции романа и система персонажей в романе. Кутузов и Наполеон. Проблема фатализма и волюнтаризма. "Война и мир" - новая разновидность романа" ("Роман- поток" Н.К. Гей, "роман- история" Е.Н. Купреянова, "социальная эпопея" И, П. Ивенский, "исторический роман-эпопея" Корнилов, Хализев) Принципы создания характеров в романе. Герои "пути" и герои "статичные". (" Внутренние источники человеческой жизни"). Общее и личное в романе. Эпилог в романе и проблема романного завершения. ОК-1, ОК-6 ПК-1, 5 ПСК-1
  Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Жанровое своеобразие романа "Анна Каренина". Специфика освещения семейной тематики и проблематики в русской прозе конца 1870-х гг. романы Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", "Подросток", "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Превращение традиционного романа семейного типа в социально- исторический, общественный, философский роман на русской почве. "Мысль семейная " в романах "Война и мир" и "Анна Каренина". Особенности архитектоники романа. "Большой диалог" романа и принципы переосмысления традиций западно-европейского романа (французский адюльтерный роман и английский семейный роман) Пути исканий толстовских героев в романе. Анна Каренина и Константин Левин. Новые тенденции в форме выражения авторской позиции. Смысл "загадочного» эпиграфа. ОК-1, ОК-6, ОК-8 ПК-1 ПСК-1, ПСК-2
  Художественные и этико-религиозные искания Л.Толстого в кризисный период. "Исповедь" как знамение "переходной эпохи". Новой тип авторской позиции в "Исповеди" Л.Н. Толстого. Формирование этико-религиозного учения Л. Толстого. Основные положения толстовского вероучения. "Ветхий " и "Новый завет" в исканиях Л. Толстого. Трактатное наследие Л. Толстого. Новые взгляды на искусство. (Трактат "Что такое искусство", "О Шекспире и о драме"). Кризисные тенденции в повестях послекризисного периода. ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий"). Концептуальная заданность, иллюстративность, притчевость. произведений кризисного периода. Этический эксперимент как основа сюжета. ОК-1, 6 ПК-1, 5 ПСК-1,2
  Роман Л. Н. Толстого "Воскресение". Повесть "Хаджи-Мурат" Роман "Воскресение" - единственное произведение романного жанра в "переходное время". Причины обращения к типу "кающегося дворянина" в1880-х гг. Особенности сюжетной ситуации в романе. Духовное прозрение как единственный динамичный процесс эпохи. Сакральное значение сюжета путешествия в Сибирь. Трансформация метода "диалектики души" в произведениях послекризисного периода и ее причины. Влияние публицистики и этико-религиозных трактатов на форму произведения. (роман-трактат) Суть философского эксперимента и идея духовной революции в романе. Функции эпиграфов. Повесть "Хаджи-Мурат" как "художественное завещание» Л. Толстого. Причины обращения к кавказской тематике. Переосмысление традиций романтизма. Повесть "Хаджи-Мурат" как не написанный крестьянский роман Толстого. Принцип параллелизма в повести. Значение сопоставления "деспотизма азиатского и деспотизма европейского " в повести. Традиции "Капитанской дочки" А.С. Пушкина в "Хаджи-Мурате". ОК-1,6, 8 ПК-5 ПСК-1,2
  Раннее творчество Ф.М. Достоевского Периодизация творчества Ф.М. Достоевского. Основные этапы творческого пути. Роман Ф.М. Достоевского. «Бедные люди» В. Белинский о романе. Преодоление традиций «Натуральной школы». Роман в оценках критики. Форма повествования в романе. Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник» в творческой эволюции писателя. Традиции «петербургских повестей». Традиции Гоголя, Пушкина в произведении. Новый этап в развитии темы «маленького человека». Проблема фантастического в «Двойнике». Новаторство в раннем творчестве Ф.М. Достоевского. Достоевский в кружке Петрашевского.. Каторга и ссылка. Формирование концепции почвенничества. «Записки из подполья» пролог к зрелому романному творчеству Ф.М. Достоевского. Новый тип героя в «Записках их подполья» - «человек из подполья». Значение образа «подполья» в повести. Новизна постановки «голоса героя» в повести. Особенности воплощения формы исповеди в произведении. Соотношение «теоретической» и сюжетной частей в композиции произведения.  
  Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Преступление как сюжетная основа романа. Принципиальное отличие "Преступления и наказания" от традиционного авантюрно-детективного романа. Ситуация исторического перехода в романе. Образ Петербурга в романе. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов». (М.М. Бахтин.) Теория Раскольникова. Ее социальное и нравственно-философское содержание. Особенности жизни идеи на страницах полифонического романа. Раскольников как герой-идеолог. Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича. Роль диалогов в раскрытии идеи Раскольникова. Система двойников в романе. Раскольников. Лужин. Свидригайлов. Раскольников и Соня. Идейно - композиционная роль их диалогов в романе. Мифологические проекции в романе. Легенда о воскресении Лазаря. Эпилог в романе. Особенности завершения художественного целого в мире полифонического романа. ОК-1, 8 ПК-5 ПСК-1,2
  Роман Ф. М.Достоевского "Идиот". "Скрытый миф " в романе. Жанровое своеобразие романа. Параллель двух "экспериментов" в романе. (Мышкин в Швейцарии и Петербурге) Пространственно-временная организация произведения. Образ главного героя, прототипы кн. Мышкина. Особенности построения "далевого образа" в романе. Окказиональный характер интерпретации темы второго пришествия у Достоевского. Кн. Мышкин как герой идеолог. Система двойников в романе. Нравственно-этическое воздействие Мышкина на героев романа. Роль евангельской легенды о возрождении блудницы в эволюции образа Настасьи Филипповны. Семантика имен и система персонажей. Эпилог в романе. Проблема идеала. Циклический характер развития темы второго пришествия у Достоевского ОК-1, 6 ПК-2, 5 ПСК-1, 2
  Роман Ф. М. Достоевского "Бесы". Роман "Бесы" как роман - памфлет. Место романа в ряду антинигилистических романов второй половины Х1Х века. Философия нигилизма в романе. «Западнические» идеи в процессе историко-культурной эволюции. Тургеневская тема в романе, ее отражение в структуре сюжета. Проблемы духовного наследия. Апокалипсические мотивы в "Бесах". Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе. Ставрогин как герой- идеолог. Роль традиций Гете и Лермонтова в построении образа главного героя романа. Двойники Ставрогина. Теория Шигалева. Образы Шатова и Кирилова. Философский смысл самоубийства Кирилова. Петр Верховенский как "идеолог на практике". Женские образы в романе. Символика образа "хромоножки" - юродивой. Мотив "Матери земли". Переосмысление дилеммы Раскольникова в романе "Бесы". "Исповедь" Ставрогина и роль старца Тихона в романе. Смысл названия и эпиграфов к роману. ОК-6, 8 ПК-5 ПСК-1,2
  Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы». "Братья Карамазовы» - синтез романного творчества Достоевского. Проблема "отцов и детей" в романе. Образ Федора Павловича Карамазова. Место каждого из братьев в романе. "Большой диалог" романа.: Иван Карамазов - герой-идеолог в романе. В чем смысл "бунта" Ивана Карамазова.(гл. "Бунт", "Братья знакомятся"). Система двойников в романе. Великий инквизитор, Смердяков, Ракитин, черт. Великий инквизитор старец Зосима. Легенда о Великом инквизиторе. Ее роль и значение в романе. Идея государства-церкви. Алеша Карамазов. Житийные традиции в романе. Сюжет и композиция в романа. "pro" и "contra" в наиглавнейших сценах романа. (в скиту, в Мокром, в сцене суда). Функции "вымышленного рассказчика". Образ Дмитрия в романе. Отражение идеологии почвенничества. Дмитрий как единственный «становящийся герой в романе. Что такое "карамазовщина " в романе. Смысл эпиграфа. Полемика по вопросу о жанровой природе романа. (М.М. Бахтин, В.Е. Ветловская). Значение метафоры отцеубийства в романе. Эпилог романа "Братья Карамазовы". Проблема завершения художественного целого. ОК-1,6 ПК-5 ПСК-1,2
  Творчество М.Е Салтыкова- Щедрина. Роман «История одного города». Творческий путь М.Е. Салтыкова – Щедрина. Основные этапы. Особенности сатиры в романе. Приемы гиперболизации и гротеска. Средства сатирической типизации в связи с идейным смыслом произведения. Переосмысление летописного стиля в романе. Функция образа издателя. Город Глупов как город – гротеск. Особенности поэтики пространства и времени. Образы градоначальников в романе. Гротеск и фантастика в изображении градоначальников. Смена оттенков государственной власти. Особенности изображения народа в романе. ОК-1, 6, 8 ПК-5 ПСК-2
  Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы " в истории русского реализма. Причины обращения автора к роману семейного типа в условиях пореформенной действительности. Жанровая многоплановость романа. (Роман хроника, роман – история, социально-исторический роман.) Переосмысление традиций «натуральной школы» в романе. Превращение романа социально-исторического в роман общественный. Композиция романа "Господа Головлевы" /" История умертвий"/. Влияние формы цикла на композицию романа. Особенности художественной целостности. Динамика сюжета и тема духовного опустошения главного героя в романе. Тип героя – пустослова как художественное открытие. Слово героя и формы общения в романе "Господа Головлевы". Поэтика пространства и времени в романе. ОК-1,6 ПК-1, 5 ПСК-1,
  Творчество Н. С. Лескова. Творческий путь Н. С. Лескова. Принципы постижения народной жизни. Лесковская концепция праведничества. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н.С. Лескова. Поэтика сказовой повести. Формообразующая доминанта в сказе. Роль фабулы в сказовой повести и ее особенности. Психологическая и социальная наполненность образа рассказчика в сказе. Качественные изменения в системе: автор - слушатель - читатель. Жанрообразуюшая функция автора - повествователя и героя-рассказчика, их соотношение в структуре сказовой повести. Сказовая повесть и роман испытания. Художественная структура "Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе". Предметный мир в прозе Лескова. Стиль лесковской прозы. ОК-1,6 ПК-5, ПСК-1.
  Русский реализм 70-80-х гг. Х1Х века. Малые жанры в творчестве В.М. Гаршина. Творческая индивидуальность писателя и особенности "переходного времени". Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий и поисков "общего мировоззрения". Соотношение автора и героя (человек "гаршинской складки") в повестях В.М. Гаршина. Преобладание субъектных форм повествования (записки, дневники, внутренний монолог). Драматизм сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях Гаршина ("Ночь", "Надежда Николаевна") . Закономерность обращения В.М. Гаршина к малым жанровым формам. Аллегорический и психологический рассказ. Тема искусства в произведениях В.Гаршина. Место творчества В.Гаршина в историко-литературном процессе. Гаршин и Достоевский. ОК-1,6 ПК-5 ПСК-1,2
  Художественный мир прозы А.П. Чехова. Юмористические новеллы Чехова 1880-х гг. Критика "отклонения от нормы". Своеобразие юмора А.П. Чехова. Традиции Салтыкова-Щедрина М.Е. ("Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелион", "Маска", "Унтер Пришибеев"); Рассказ "открытия". Особенности ситуации прозрения в творчестве А.П. Чехова. ("Огни", "Неприятность", "Припадок", "Тапер", "Знакомый мужчина"). Повесть "Степь" и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг. Повесть "Степь" как "лирическая эпопея". Пространственное построение сюжета. Гносеологический «подход к изображению человека. «Черный монах» Картина "убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни ("Палата № 6", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности"). Поиски общей идеи. "Скучная история". Переосмысление толстовских традиций."Дуэль» и традиции русского классического романа. Проза А.П. Чехова второй половины 90-начала 900-х гг. Ощущение и ожидание близких перемен. Усиление символических начал в прозе А.П. Чехова. ОК-1,6 ПК-5 ПСК-1,2
  Драматургия А.П. Чехова. Природа конфликта в драматургии А.П. Чехова. Тип героя, выбор и группировка персонажей. Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия.(по работе А.П. Скафтымова) Организация сценического действия в пьесах А.П. Чехова. Авторские ремарки- обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы. Сценическое пространство и время в пьесах Чехова, декорации и звуковое оформление действия. Сквозное драматическое действие в композиционной структуре пьесы (деление на 4 акта). Природа общения персонажей в сценическом действии - диалоги, монологи, "подводное течение". Новаторство А.П. Чехова. ОК-1,6 ПК-5 ПСК-1,2

СОЖЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество баллов за работу на лабораторном занятии (по 1 баллу за участие в групповой дискуссии, устном опросе, 1 балл за полный ответ)
Минимум  
Максимум  
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  ПРОБЛЕМА ЖАНРА «ВОЙНЫ И МИРА» Л.Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. 1. Авторское определение жанра «Войны и мира». 2. Бахтин М.М. о специфике жанра романа. Отличие жанра романа от эпопеи. 3. А.А. Сабуров о жанре «Войны и мира». 4. А.) определение жанра произведения в работе А.А. Сабурова. Б.) «Война и мир» как роман. В.) Эпическая основа «Войны и мира». Г.) «Война и мир» как синтез жанров на основе идейно-тематического смысла произведения. 4. А.В. Чичерин о жанре «Войны и мира». Новаторство Л.Н. Толстого. 5. «Роман – история». Е.Н. Купреянова о жанре «Войны и мира». 6. Л.Д. Опульская о жанре романа. 7. Единство авторского замысла в «Войне и мире». В. Камянов о жанре «Войны и мира». 8. Конструктивно-сущностное в жанре романа. Роман «Война и мир» как роман-поток в работе Н.К. Гея. Философия истории в романе. ЗАДАНИЕ: Продумать ответ на вопрос: В чем причина не ослабевающего интереса к вопросу о жанре «Войны и мира»? Выписать из Краткой литературной энциклопедии определения романа и эпопеи. Подготовить конспект работы С.Г. Бочарова «Война и мир» Л.Н. Толстого. ЛИТЕРАТУРА: Толстой Л.Н. «Война и мир». Асмус В.Ф. Философия истории в романе «Война и мир» / Яснополянский сборник. Тула.1986. Бахтин М.М. Эпос и роман. \\ Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1. 1975. Бочаров С.Г. «Война и мир Л.Н.Толстого.// Три шедевра русской классики. М.1971. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М.1978. Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир». «анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого)\\ Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык».1978. Т.3 7, №2. С121-132. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» Купреянова Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого. // История русского романа. Т.2.Л., 1964. С. 270-350. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого// русская литература.1989. № 1 С.26-43. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск.1978. Опульская Л.Д. Роман – эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М.1987. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.1959. Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»\\ Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писатеоей. Хализев В.Е. КормиловС.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М.1983. Чичерин А.В. Возникновения романа- эпопеи. М.1975. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М.1973. М. С.60-73. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Толстого // Русская литература. 1998 №3.С.33-42. ОК-1, 6, 8 ПК-1,2, 5 ПСК-1, 2
  «Анна Каренина» Жанровое своеобразие романа "Анна Каренина". Специфика освещения семейной тематики и проблематики в русской прозе конца 1870-х гг. романы Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", "Подросток", "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Превращение традиционного романа семейного типа в социально- исторический, общественный, философский роман на русской почве. "Мысль семейная " в романах "Война и мир" и "Анна Каренина". Особенности архитектоники романа. "Большой диалог" романа и принципы переосмысления традиций западно-европейского романа (французский адюльтерный роман и английский семейный роман) Пути исканий толстовских героев в романе. Анна Каренина и Константин Левин. Новые тенденции в форме выражения авторской позиции. Смысл "загадочного» эпиграфа. ОК-1, 6, 8 ПК-, ПСК -1
  Художественные и этико-религиозные искания Л.Толстого в кризисный период творчества. 1. Религиозно- философские взгляды Л. Толстого в 1880-х гг. 2. Концепция личности и проблема характера в религиозно-философском трактате Л. Толстого. («О Жизни», «Исповедь»). 3. Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества. Необходимость перехода от публицистики к художественному творчеству. трактаты «О Шекспире и о драме», «Что такое искусство». 4. Формирование нового типа авторской позиции в «Исповеди» Л. Толстого. «Кризис повествовательного эпического слова» (Бахтин М.М.) 5. «Народные рассказы «как цикл. «Смерть автора с залогом возрождения в народности» (Толстой). Причины обращения к примитивизму. 6. Иллюстративность и проповеднический пафос повестей 1880-90 гг. Особенности сюжета"прозрения" в повестях 1880-90-х гг. Два типа сюжета прозрения: прозрение как акт и прозрение как процесс. Время абсолютное и время историческое в соотнесенности с идеей постижения общей истины отдельным человеком. 7. Притчевый характер повестей. ЗАДАНИЕ: Проанализировать как этико-религиозные идеи Л.Н. Толстого проявляются в повестях кризисного периода. ЛИТЕРАТУРА: Андрева Е.П. Толстой -художник в последний период деятельности. Воронеж. 1980 Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого. В кн. Литературное наследство. М. АН СССР, 1969, Т. 69, кн.1.С35-102. Виноградов И. Критический анализ религиозно- философских взглядов Л.Н.Толстого. М.1981. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. Л. 1981 Гей Н.К. "Крейцерова соната" Л.Толстого как художественная многомерность\ Страницы истории литературы. М.1971 Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого М.-Л. 1966. Тамарченко Н.Д. Об авторской позиции в повестях "позднего" Толстого ("Крейцерова соната" и "Дьвол")\ Русская словесность.1999.№ 4.С.17-24 Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого. ОК-1, 6 ПК-1 ПСК-2
  Роман Л.Н. Толстого "Воскресение" Роль художественных произведений в контексте публицистического и трактатного наследия писателя. Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества и их отражение в тексте романа. Особенности сюжетной ситуации в романе. Сюжет романа как развернутая ситуация прозрения. Сюжет путешествия в Сибирь. Необходимость обращения к типу "кающегося дворянина" в условиях "переходной эпохи". Влияние публицистики на форму романа (роман-трактат, роман-эксперимент, социально-идеологический роман). Идея "духовной революции", "революции сознания" в романе. Функции эпиграфов. ЗАДАНИЕ: сопоставить идеи толстовского вероучения, выраженные в публицистике и трактатах Л.Н. Толстого с их художественным решением в тексте романа «Воскресение». Литература: ------------------------ Бабаев Э Заметки о поэтической структуре "Воскресения" / В мире Толстого. М.1978. С.21274. Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. М.1971. Жданов В.А. От "Анны Карениной к "Воскресению" Журина О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстог "Воскресение/ Проблемы поэтики, языка и литературы. петрозаводск.1996.С.121-123 Кедров К. "Уход" и "воскресение" героев Толстого. / В мире Толстого. М. 1978. С.248 -274 Краснов Г.В. Воскрешение в "Воскресении" Л.Н. Толстого. /Русская словесность. 1998 № 6. С.2-6. Купреянова Е.Н. Л.Н. Толстой. "Воскресение"/История русского романа. М.Л. Наука. Т.2. С.526-550 Мамин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М.1978.С.132-180. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск. 1978. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века . Кемерово.1974. С.72-91. ОК-1, 8 ПК-1, 5. ПСК -1, 2
  Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник». 1. Особенности раннего творчества Ф.М. Достоевского. Повесть «Двойник» в творческой эволюции Ф.М. Достоевского. Причина неуспеха произведения при опубликовании. 2. Традиции «Петербургских повестей» Пушкина и Гоголя: Тема иррационального социального уклада, особая природа фантастического, мотив двойничества. 3. «Нос» Гоголя и «Двойник» Достоевского (сочетание доромантической и романтической трактовки двойничества, связь гоголевского мотива двойничества с поэтикой гротеска, мотив безумия, абсурда). 4. Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике». 5. Противоречивость, раздвоение, кризис сознания Голядкина- старшего. Особенности слова героя. 6. Функции двойничества в повести. 7. «Бунт» Голядкина против объективной действительности. Голядкин- старший как первый подпольный герой Достоевского. 8. Голядкин – младший и «мир Берендеевых». Персонификация закона иерархического мира в «Двойнике». 9. Фольклорно- мифологические способы воплощения философской идеи в «Двойнике». ЗАДАНИЕ: 1. Проанализировать подзаголовки повести: «Приключения господина Голядкина» (редакция 1846 г). «Петербургская поэма» (1866). 2. Проанализировать трансформацию сюжетной схемы волшебной сказки и причины ее изменения в повести Ф.М. Достоевского «Двойник». ЛИТЕРАТУРА: 1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.1972. С.362-391. 2. Ветловская В. Ф.М. Достоевский. // Русская литература и фольклор. Вторая половина Х1Х века. Л. 1982. С17-75. 3. Захаров В. Система жанров у Достоевского. Л.1985. 4. Захаров В. Библейский архетип «Двойника» Достоевскогго. \\ Проблемы исторической поэтики Исследования и материалы. Петрозаводск.1990. 5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск. 1979. 6. Мелетинский Е. О литературных архетипах. М.1994. 7. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.1995. С.240-243. 8. Тамарченко Н.Д. БелянцеваА.А. Лучников М.Ю. Фуксон Л.Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 2. Кемерово.2003.С.6-61. ОК-1, 6, 8 ПК-1, 5.
  РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИНАКАЗАНИЕ» 1. Преступление как сюжетная основа романа. Принципиальное отличие «Преступления и наказания» от традиционного авантюрно-детективного романа. 2. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов».(М.М. Бахтин) - основная особенность романа Достоевского. 3. Раскольников как герой-идеолог. Позиция автора по отношению к герою. А) Теория Раскольникова. Ее социальное и нравственно- философское содержание. Особенности жизни идеи на страницах романа. Поэтика пространства и времени. Образ Петербурга. Функции снов. Система персонажей в романе. Б).Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича. Роль их диалогов в раскрытии идеи Раскольникова. В). Система «двойников» в романе. Раскольников. Лужин. Свидригайлов. Г). Раскольников и Соня. Идейно – композиционная роль их диалогов в романе. Легенда о воскресении Лазаря. Особенности архетипической проекции в мире полифонического романа. 3. Эпилог в романе. Последний сон Раскольникова и новелла В.Ф Одоевского «Город без имени». ЗАДАНИЕ: Сравнить экранизации текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». ЛИТРЕРАТУРА: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание» Комментарий. Л.1979. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» //«Вопросы литературы» 2003 №1. С. 176-208. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. \\ Три шедевра русской классики. М.1971. Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М. Достоевского \\ От сюжета к мотиву. Новосибирск.1996. С.140-147. Фридлендер Г.М. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.// История русского романа в 2-х тт. Т.2. М.-Л., 1964. Или Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. ОК-1, 8 ПК-1, ПСК- 2
  Роман Ф.М. Достоевского «ИДИОТ»,   1. Образ главного героя в романе. Предыстория героя. Швейцарский период в жизни князя Мышкина. Полемика с Руссо. Семантика имени героя. Литературные прототипы образа героя. Христоцентричность религиозных взглядов писателя. Князь Мышкин как герой –идеолог. (идеолог на практике). 2. «Скрытый миф» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Евангельский подтекст романа. «Окказиональный миф» как сюжетная основа романа – эксперимента. Параллель двух экспериментов в романе. Смысл сопоставления. Архетипическая основа сюжета романа. Ситуация «въезда в город». Миф об умирающем и воскресающем боге. 3. Система персонажей в романе. Герои- двойники Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Главная коллизия романа. Рогожин и Мышкин Семантика имен героев романа 4. Апокалиптические мотивы в романе. 5. Особенности финала романа и «романтический историзм» (Р.Г. Назиров) Ф.М. Достоевского. ЗАДАНИЕ: выявить особенности темы второго пришествия в соотнесенности с архетипом. ЛИТЕРАТУРА:
  1. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.1983.
  2. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.1972. С.23-88.
  3. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М. 1967. С.115-147.
  4. Фридлендер Г.М. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» \\ Творчество Достоевского. М. С.173-215.
  5. Ермилова Г. Христология Ф.М. Достоевского. //Достоевский и мировая культура. М,1998.
  6. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский. Матеиалы и исследования. СПб.1997. Т.14. С.26-45.
  7. Розенблюм Л.М. «Красота спасет мир»// Вопросы литературы 1991. №22. С.142-180.
ОК-1, 6 ПК-1, 5, ПСК-1, 2
  Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» . Роман "Бесы" как роман - памфлет. Место романа в ряду антинигилистических романов второй половины Х1Х века. Философия нигилизма в романе. «Западнические» идеи в процессе историко-культурной эволюции. Тургеневская тема в романе, ее отражение в структуре сюжета. Проблемы духовного наследия. Апокалипсические мотивы в "Бесах". Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе. Ставрогин как герой- идеолог. Роль традиций Гете и Лермонтова в построении образа главного героя романа. Двойники Ставрогина. Теория Шигалева. Образы Шатова и Кирилова. Философский смысл самоубийства Кирилова. Петр Верховенский как "идеолог на практике". Женские образы в романе. Символика образа "хромоножки" - юродивой. Мотив "Матери земли". Переосмысление дилеммы Раскольникова в романе "Бесы". "Исповедь" Ставрогина и роль старца Тихона в романе. Смысл названия и эпиграфов к роману. Ок-1, 6 ПК-1, 5 ПСК -1, 2
  Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» "Братья Карамазовы» - синтез романного творчества Достоевского. Проблема "отцов и детей" в романе. Образ Федора Павловича Карамазова. Место каждого из братьев в романе. "Большой диалог" романа.: Иван Карамазов - герой-идеолог в романе. В чем смысл "бунта" Ивана Карамазова.(гл. "Бунт", "Братья знакомятся"). Система двойников в романе. Великий инквизитор, Смердяков, Ракитин, черт. Великий инквизитор старец Зосима. Легенда о Великом инквизиторе. Ее роль и значение в романе. Идея государства-церкви. Алеша Карамазов. Житийные традиции в романе. Сюжет и композиция в романа. "pro" и "contra" в наиглавнейших сценах романа. (в скиту, в Мокром, в сцене суда). Функции "вымышленного рассказчика". Образ Дмитрия в романе. Отражение идеологии почвенничества. Дмитрий как единственный «становящийся герой в романе. Что такое "карамазовщина " в романе. Смысл эпиграфа. Полемика по вопросу о жанровой природе романа. (М.М. Бахтин, В.Е. Ветловская). Значение метафоры отцеубийства в романе. Эпилог романа "Братья Карамазовы". Проблема завершения художественного целого. ОК-1, 6, 8 ПК -2, 5 ПСК-1, 2
  ТВОРЧЕСТВО Г.И. УСПЕНСКОГО 1. Творческий путь Г.И. Успенского. 2. Народническая платформа творческой деятельности Г.Успенского и ее противоречия. 3. «Нравы Растеряевой улицы» - первый цикл в творчестве Г. Успенского. Традиции «натуральной школы» в цикле. 4. Роль очерковых циклов в творческой эволюции Г.Успенского. Художественные открытия в жанре очерка. Ранние циклы Успенского «Власть земли», «Крестьянин и крестьянский труд». Изображение крестьянской общины.. РомантиЧЕСКАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ, 5. «Живые цифры» как цикл последнего этапа творчества. Проблема народа интеллигенции. 6. Очерк «Выпрямила – манифест демократической эстетики писателя. Полемика с представителями «чистого искусства». 7. ЗАДАНИЕ: Подготовить конспекты статей: «Цикл» (Краткая литературная энциклопедия.М. 1975. Т.8; «Очерк» КЛЭ М. Т.5. 8. ЛИТЕРАТУРА: Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Г. Успенского. ЛГУ, 1957, №299, сер. Фил. Науки, вып. 3. С.180-201. Бельчиков Ю.А. Г.Успенский. М. Мысль. 1979. Лисин Л.И. Г. Успенский. М. 1967. Каминский В.И. Развитие реализма в русской литературе конца Х1Х в. Л.Наука. 1980. Плеханов Г.В. Г. Успенский\\ Плеханов Г.В. Литература и эстетика. В 2-х тт. М.1958. Т.2.С.220-275. Пруцков Н. И. Глеб Успенский. Л. 1971. Пруцков Н.И. Творческий путь Г. Успенского. М.-Л. 1958 Развитие реализма в русской литературе. М.Наука. Т.2. Кн.1. Гл.5. 1975. Смирнов В.Б. Успенский и Салтыков-Щедрин. Саратов. 1964. Соколов Н. И. Г.И.Успенский Жизнь и творчество. Ок-1, 6, 8 ПК-1.
  РОМАН М,Е, САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» 1. «Господа Головлевы» в истории русского романа. 2. Композиция романа. «История умертвий». 3. Поэтика пространства и времени. 4. Сюжет, герой и «образ мира» в романе «Господа Головлевы». 5. Слово героя и формы общения в романе. 6. Притча о блудном сыне и ее значение в романе. 7. Особенности ситуации прозрения в романе. ЗАДАНИЕ: Подобрать цитаты из текста с образцами слова Иудушки. Подготовить ответ на вопрос: почему главным героем романа М.Е. Салтыкова-Щедрина становится герой-пустослов? ЛИТЕРАТУРА: 8. Тамарченко Н. Д. Герой, сюжет и «образ мира» в «Господах Головлевых» М.Е. Салтыкова –Щедрина. \\ Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века. Кемерово. 1977. С. 60-72. 9. Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова – Щедрина. М. Просвещение. 1970. 10.. Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» М. Худож. Лит. 1970. 11. История русского романа. В 2-х тт. М.-Л., Издательство АН СССР. 1964. Т 2 (Глава о романа «Господа Головлевы». ОК-1, 6 ПК -1, 5 ПСК 1, 2
  Творчество Н.С. Лескова. Поэтика сказа в творчестве Н.С. Лескова. 1. Творческий путь Н.С. Лескова. 2. Принципы постижения народной жизни. («Леди Макбет Мценского уезда»). 3. Лесковская концепция праведничества. 4. Традиции древнерусской литературы (жития) в творчестве Н.С. Лескова.(«Запечатленный ангел»), («Житие одной бабы»). 5. Предметный мир в творчестве Н.С. Лескова. 6. Поэтика сказовой повести: А). сказовая повесть как новый этап развития повествовательной формы. В какие периоды историко-литературного процесса наблюдается развитие сказовых форм и почему? Что является формообразующей доминантой в сказе? Какие элементы языка выдвигаются в сказе на первый план по сравнению с фабульными жанрами или жанрами описательно- изобразительными? Б). качественные изменения в системе: автор – рассказчик – слушатель – читатель (очарованный странник) В). Психологическое и социальное наполнение образа рассказчика в сказе. Г). Роль фабулы и ее особенности в сказовой повести. 7. Сказовая повесть и роман испытания. 8. Художественная структура «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе». Основные типы жанрово-речевых клише в сказе и проблема художественной целостности. а. Историческая хроника б. хожение. в. литературный анекдот г. авантюрная новелла д. житие. 9. Стиль лесковской прозы. ЗАДАНИЕ: сопоставить развитие темы народного характера в драме Н Островского «Гроза» и в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» ЛИТЕРАТУРА: -------------------------------------------
  1. Аннинский Л.А. Три еретика. М. Книга. 1988. С.229=351.
  2. В мире Лескова. Сб. ст. М. Сов. писатель. 1983.
  3. Горелов А.А. "Праведники и "праведнический" цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова.
  4. Горелов А. А. Лесков и народная культура.
  5. Мущенко. Скобелев. Кройчик. Поэтика сказа. Воронеж. 1978. С. 90-116.
  6. Сб. Лесков и русская литература. М. Наука.1988.
  7. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова. С.12-21.
  8. Прокофьев Н. И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова. В.
  9. сб. Лесков и русская литература. М. 1988. С118-136.
  10. Столярова И.В. В поисках идеала. Л. 1978. С.78-216.
  11. Хализев В. Майорова О. Лесковская концепция праведничества. Сб. В мире Лескова. М. 1983 С.39-62.
  12. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура. В кн. Контекст.1981. С.79-110
  13. Троицкий Ю.В. Лесков-художник.
  14. Шатин Ю.Ц. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале "Левши" Н.С. Лескова"). В кн.: Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово. 1983. С.14-21.
ОК -1, 6, 8 Пк-1, 5 ПСК - 1, 2
  ТВОРЧЕСТВО В.М. ГАРШИНА. 1. Творческая индивидуальность писателя и особенности «переходного времени». 2. Обогащение реализма поэтикой «романтико-героических предчувствий» (Каминский В.И.) и поисков «общего мировоззрения». 3. Соотношение автора и героя («человек гаршинской складки») в повестях Гаршина. Преобладание субъектных форм повествования(дневники, записки, внутренний монолог). 4. Драматизм сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях В.М. Гаршина. 5. Закономерность обращения Гаршина к малым жанровым формам. Дидактико-аллегорический и психологический рассказ в творчестве В.М. Гаршина. 6. Эволюция традиций романтизма в «Красном Цветке». В.М. Гаршина. Тема героического подвига и своеобразие ее решения. 7. Место творчества В.М.Гаршина в историко-литературном процессе. Гаршин и Достоевский. ЗАДАНИЕ: сопоставить особенности ситуации прозрения в повестях Л.Н. Толстого «кризисного периода» и в произведениях В.М. Гаршина. (повесть «Ночь). ЛИТЕРАТУРА: 1. Аверин Б.В. В. Гаршин. В кн.: История русской литературы в 4-х тт. Л. Наука.Т.1У. 1983. С123-143. 2. Бялый Г.А. Гаршин. Л.1969. 3. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца Х1Х века. Л. Наука. 1979. С.79-89, 113-126. 4. Короленко В.Г. В.М. Гаршин. В кн.: Короленко В.Г. Собр. соч. Т.8. М.1955. 5. Латынина А. В.Гаршин. Творчество и судьба. М.1986. 6. Порудоминский В.И. Грустный солдат или жизнь В. Гаршина. М. Книга. 1987. 7. Современники о Гаршине. Сб. ст. Изд. Саратовского ун-та. 1977. 8. Тихомиров Б.Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской 9. литературе второй половины Х1Х века)\ Достоевский и современность. Новгрод.1991Ч.1. С.177-182. 10. Успенский Г.И. Смерть Гаршина. В кн.: Успенский Г.И. Полн. собр.соч. Т.11,1952.С.466-473. 11. Кожуховская Н.В. Военные рассказы В.М. Гаршина. Автореф канд. Дисс. Л.1985. ОК-1. 6 ПК - 1 ПСК-1, 2
  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА. 1. Юмористические новеллы А.П. Чехова 1880-х гг. Критика «отклонения от нормы». Своеобразие юмора А.П. Чехова. Традиции М.Е. Салтыкова – Щедрина. («Смерть чиновника»), «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев») 2. Рассказ «открытия». Особенности ситуации прозрения в творчестве А.П. Чехова. («Огни», «Неприятность», «Припадок», «Тапер», «Знакомый мужчина»). 3. Повесть «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг. Повесть «Степь» как «Лирическая эпопея», «повесть о русской земле». Пространственное построение сюжета. 4. Картина «убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни» («Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», и др.) 5. Поиски «общей идеи». Чехов и Толстой. «Скучная история». 6. «Дуэль» и традиции русского классического романа. 7. Проза Чехова второй половины 90-х начала 900-х гг. («Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.) Ощущение и ожидание близких перемен. Усиление символического начала в прозе А.П. Чехова. ЗАДАНИЕ: проследить эволюцию темы прозрения в «переходное время» в творчестве Л.Н. Толстого, В.М. Гаршина, А.П. Чехова. ЛИТЕРАТУРА: 1. Балухатый С.Д. Ранний Чехов.\Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л. 1990. С.84-160. 2. Бердников Г.П. А.П. Чехов. М.1984 3. Громов М. Чехов. М.1993. 4. Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в "толстом" журнале. Повесть "Степь" \Ars philologiae. СПб.1997. С.246-275. 5. Ильюхина Т.Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие. Учебное пособие. Кемерово.2002. 6. Катаев В.Б. Проза Чехова. М.1979. 7. Гурвич И. Проза А.П. Чехова. М.1970. 8. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова.1982. 9. Сухих И. Проблемы поэтики Чехова.М.1987. 10. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л.1981. 11. Цилевич Л.М. Сюжет Чеховского рассказа. Рига.1976. Ок-1, 6 ПК - 5 ПСК -1, 2
  ДРАМАТУРГИЯ А.П. ЧЕХОВА. 1. Природа конфликта в драматургии А.П. Чехова: 2. А). Тип героя в пьесе Чехова, выбор и группировка персонажей. Б). Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия (по работе А. П. Скафтымова) 2. Организация сценического действия в пьесах Чехова. Авторские ремарки обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы. Сценическое пространство и время в пьесах Чехова. Декорации и звуковое оформление действия. Сквозное драматическое действие в композиционный структуре пьесы (деление на четыре акта). Природа общения персонажей в сценическом действии – диалоги, монологи, «Подводное течение» Литература: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»
  1. Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове./ Алперс Б. Искания новой сцены. М.1955. С.12-31., 159-205.
  2. Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии. / Берковский Н.Я. Литература и театр. М. 1969. С.48-182.
  3. Берковский Н.Я. Чехов повествователь и драматург. / Берковский Н.Я. О русской литературе. Л. 1955. С.215-339.
  4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века.М.1979
  5. Камянов В. О чеховской драматургии/ Камянов В. Время против безвременья. М.1989. С.165-187.
  6. Паперный З.Г. "Чайка" А.П. Чехова. М.1980.
  7. Салынский Д. Пространственные образы драматургии А.П. Чехова./ Художник, сцена. М.1978.
  8. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" А.П. Чехова. К вопросу о построении пьес А.П. Чехова./ Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей М.1972. или Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов. 1958.
  9. Собенников А.С. Художественый символ в драматургии А.П. Чехова. Изд-во Иркутского университета. 1989.
ОК-1, 6, 8 ПК -1, ПСК 1, 2
  Творчество В.Г. Короленко. 1.Творческий путь В.Г. Короленко. Периодизация. Своеобразие художественных исканий. Литературная и общественная деятельность. 2. Формирование художественного метода. Перераспределение эстетических акцентов в гносеологической структуре реалистического метода. 3. Гуманистические тенденции. Проблема народного характера. «Сон Макара», «Чудная», «Река играет»,. Проблематика и художественное своеобразие. Реализм и романтизм в творчестве писателя. «Слепой музыкант» 4. Аллегория, символика, очерковая композиция. Романтические тенденции исторически обусловленная стилевая форма проявления общих тенденций развития историко-литературного процесса. ЛИТЕРАТУРА: 1. Аверин В.Б. Владимир Короленко.\\ История русской литературы В 4-х тт. Т. 4. Л. Наука. 1983 2. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л. 1983. 3. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л.1990. С.593-631. 4. Горький М. В.Г. Короленко// Горький М. Собр. Соч.:В 30-т. М., 1951. Т.15. С.212-221. 5. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца Х1Х века. Л.1979 6. Логинов. В.М. Короленко о литературе. М.1994. 7. Негретов П.И. В.Г. Короленко. Летопись жизни и творчества.. 1917-1921. М.1990. 8. Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х гг.(Гаршин, Короленко)\\ Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. М. 1974. Т. 3.С48-76. 9. Якунина А.Э. Творчество В.Г. Короленко и традиции Ф.М. Достоевского// Проблемы типологиии литературного процесса. Пермь.1981. ОК-1, 6 ПК -1, 5, ПСК 1, 2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: