В основе системы «директ-костинг» (ДК) лежит понятие критической точки и маржинального дохода. Планирование, учет и анализ затрат, включаемых в себестоимость продукции, осуществляются только в части переменных затрат.
Система ДК объединяет три основные составляющие:
I. Учет затрат по видам.
II. Учет по местам возникновения затрат.
III. Учет по носителям затрат.
Учет затрат по видам осуществляется с использованием синтетических счетов. При этом основными садами затрат являются затраты на материалы, на заработную плату, на энергию и топливо, технологические, на единый социальный налог, на амортизацию и прочие.
В системе «директ-костинг» эти затрата разделяются на постоянные и переменные. Такое разделение может быть произведено по местам по местам возникновения затрат, так как материалы на изготовление конкретных видов продукции - это переменные затраты, а материалы для очистки воды во вспомогательном производстве (на водоочистной станции) - постоянные, зарплата рабочих начисленная за изготовление конкретных видов продукции - переменные затраты, а зарплата рабочих-смазчиков, обслуживающих оборудование, может быть отнесена к постоянным затратам.
|
|
При использовании системы директ-костинг постоянные затраты учитываются по местам их возникновения и не распределяются по носителям затрат (объектам калькулирования).
В этом случае отпадает необходимость распределять постоянные затраты и выбирать базы распределения, исчезают понятия косвенных и накладных расходов. Эти расходы, учтенные за отчетный период по местам возникновения, относятся на финансовый результат деятельности организации по окончании отчетного периода, а именно на Д сч. 90 «Продажи», увеличивая себестоимость проданной за отчетный период продукции (работ, услуг).
В системе «директ-костинг» структура доходов и расходов рассматривается в следующем виде:
1) объем проданной продукции в договорных ценах;
2) сумма сокращенной себестоимости объема продаж в размере переменных затрат;
3) маржинальный доход (доход на покрытие) (строка 1 минус строка 2);
4) постоянные расходы (сч. 26, 44 - учтено по дебету счетов за отчетный период);
5) прибыль организации (строка 3 минус строка 4).
Достоинствами директ-костинга являются:
1. Оперативное выявление рентабельности продаж.
2. Отсутствие необходимости распределять обилую сумму накладных расходов.
3. Снижение трудоемкости калькулирования,
В системе «директ-костинг» возможно решение управленческих задач двух видов:
I. Задачи, решаемые на основании результатов анализа точки безубыточности.
II. Задачи распределения затрат на релевантные (значимые) и нерелевантные (незначимые) я их последующий анализ.
|
|
При решении задач первой группы производится расчет предполагаемой прибыли и пути ее получения. Анализ сложившегося ассортимента производимой и продаваемой продукции для оптимизации его структуры в отдельные отчетные периоды, формирование ценовой политики.
Задачи второй группы решаются во взаимосвязи с задачами первой группы, а именно производится анализ структуры постоянных расходов по статьям, так как некоторые из них могут носить непроизводительный характер и далее в период их покрытия необходимо предвидеть возможные последствия, а также подразделить их на релевантные, значение которых зависит от принимаемых решений, и нерелевантные, значение которых не зависит от принимаемых решений.
Существуют три модификации системы «директ-костинг». Они различаются по объему затрат принимаемых при исчислении себестоимости. В модификациях наряду с классификационными признаками разделения затрат на постоянные и переменные используется признак: прямые и косвенные.
Первая модификация: классический директ-костинг. Себестоимость исчисляется только по прямым затратам, носящим переменный характер.
Вторая модификация: сокращенная себестоимость. В составе такой себестоимости учитываются прямые переменные и косвенные переменные затраты.
Третья модификация: сокращенная себестоимость, исчисляемая с учетом использования производственных мощностей. В этом случае сокращенная себестоимость включает а себя все переменные затраты и некоторую долю постоянных затрат, связанных с использованием производственных мощностей.
Для наибольшей точности калькулирования эта доля выделятся в сумму релевантных постоянных расходов.
Основными недостатками директ-костинга являются:
1. Некоторое снижение количества контролируемых статей калькуляции.
2. Затруднения при группировке затрат на постоянные и переменные в текущем учете, так как на практике характер поведения этих затрат может меняться.
Перечисленные недостатки окупаются возможностями формирования показателя маржинального дохода, который является основой сближения процедур калькулирования и маркетинга.