Расходы бюджета

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в свя­зи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затра­ты выражают экономические отношения, на основе которых проис­ходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономиче­ской жизни общества их классифицируют по определенным при­знакам.

В теории и практике существует несколько признаков класси­фикации расходов бюджета.

1. Применяется экономическая классификация расходов бюдже­та, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроиз водства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюд­жетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расхо­дов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюд­жетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, суб­сидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государ­ства, связанные с финансированием инновационной и инвестици­онной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, рас­ходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществ­лении которых создается или увеличивается государственное и му­ниципальное имущество.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходо­вания бюджетных средств в рамках экономической классификации на капитальные затраты и для их большей детализации в их составе выделяются три группы расходов: (1) поступление нефинансовых активов; (2) поступление финансовых активов; (3) выбытие финан­совых активов.

2. Важное значение имеет функциональная классификация расхо­дов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:


(1) общегосударственные вопросы;

(2) национальная оборона;

(3) национальная безопасность и правоохранительная деятель­ность;

(4) национальная экономика;

(5) жилищно-коммунальное хозяйство;

(6) охрана природной среды;

(7) образование;

(8) культура, кинематография, средства массовой информации;

(9) здравоохранение и спорт;

(10)социальная политика;

(11)межбюджетные трансферты.


Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

3. Ведомственная классификация позволяет выделить соответст­вующие министерства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюд­жетных средств. Такая классификация расходов бюджета показыва­ет наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по кон­кретным видам затрат, создает предпосылки для рационального ис­пользования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за исполь­зованием бюджетных ассигнований.

4. В соответствии с территориальной классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на рас­ходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федера­ции и расходы местных бюджетов.

Рас­ходы, производимые государством в сфере материального произ­водства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.

Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомст­вам и предприятиям на затраты по расширению производства (ка­питальные вложения), обеспечение простого воспроизводства (суб­сидии, дотации и трансферты), операционные и прочие расходы-Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.

Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.

С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капи­тальных вложений — предоставление денежных средств на создание новых и расширение действующих основных фондов производст­венного и непроизводственного назначения. В связи с ограничен­ностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ог­раниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемых по решению исполнительных органов власти.

Важное направление расходов на финансирование экономики — выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эти средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в уголь­ную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.

Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государ­ством социальных функций. Эти расходы подразделяются на сле­дующие его основные группы:


(1) образование;

(2) культура, кинематография, СМИ;

(3) здравоохранение и спорт;

(4) социальная политика.


Расходы на социальные нужды определяются на основе прин­ципов сметного планирования. Финансируются эти расходы по кон­кретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определя­ется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатывае­мых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассиг­нований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов — показатели деятельности учреждений, характеризующие обслужи­ваемые контингенты (количество учащихся, учебных групп, клас­сов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитыва­ется время функционирования в течение года. Эти показатели слу­жат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную еди­ницу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирова­ние и развитие бюджетного учреждения.

Основной принцип расходования бюджетных средств — строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотрен­ные сметой. Расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потреб­ности. Применяются разнообразные виды денежных норм:

(1) нормы, основанные на натуральных показателях использо­вания материальных ценностей (нормы расходов на пита­ние, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, фор­менной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;

(2) обобщенные индивидуальные выплаты — заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;

(3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.

По степени сложности нормы подразделяются на простые (от­дельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охва­тывающие совокупность видов расходов, образующих статью, не­сколько родственных статей или все расходы учреждения. В совре­менных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат бюджетных учреж­дений. Использование укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рацио­нальном и экономном использовании ресурсов.

Расходы на национальную оборону вытекают из функций государ­ства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от раз­личных внутренних и внешних факторов: международной обстанов­ки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и со­стояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социаль­но-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.

Расходы на управление, входящие в состав расходов на общегосу­дарственные вопросы, включают следующие группы расходов:

• на содержание правоохранительных органов, судов и орга­нов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общест­венной безопасности;

• на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ и Конститу­ционного суда РФ;

• на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства РФ, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, диплома­тических учреждений и других ведомств;

• на проведение выборов и референдумов. Включают все за­траты на выборы народных депутатов, президента, народ­ных судей и проведения референдумов;

• прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджет­ных расходов.

Планирование и финансирование расходов на управление осу­ществляются так же, как и расходов на социальные нужды.

Наряду с безвозмездным бюджетным фи­нансированием в настоящее время развивается бюджетное кредито­вание. Оно осуществляется в следующих формах:

(1) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе на­логовых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

(2) кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

(3) кредитов иностранным государствам.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение меж­ду банковскими кредитами и бюджетным финансированием. В от­личие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с ус­ловием возвратности, но проценты по ряду таких ссуд не взимаются.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государствен­ным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспе­чения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Спо­собами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение ис­полнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидно­сти. Обязательные условия предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния за­емщика финансовым органом и отсутствие просроченной задол­женности по ранее выданным бюджетным кредитам.

Предоставление бюджетных кредитов осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой законом о бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не пога­шены в установленный срок, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, погашается за счет дотаций из фондов финансовой поддержки, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмот­ренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачис­лению в региональные и местные бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: