Переход к единому перечню услуг

Достаточно интересные перспективы обозначены Президентом России в Бюджетном послании в части перехода к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Предполагается, что такой переход в очередной раз позволит повысить доступность и качество оказания государственных услуг, а для этого необходимо решить три задачи:

- первая – законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений.

Задача, безусловно, важная. Однако надо отметить, что для решения такой задачи учредителям всех уровней бюджетов потребуются соответствующие специалисты, которых в настоящее время не готовит ни одно образовательное учреждение. Российская экономическая школа планирования и нормирования понесла невосполнимые потери, утратила преемственность поколений как после перехода российской экономики к рынку, так и в ходе реформирования государственного сектора экономики в течение последних 15 лет. Президента России, очевидно, не смущает, что решение этой задачи потребует от учредителя увеличения штатов, дополнительных расходов на повышение квалификации и обучение специалистов в условиях снижения темпов роста экономики;

- вторая – создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.

Необходимость разработки единых подходов при формировании государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг учреждениями была нормативно обоснована последними изменениями в Бюджетный кодекс, внесенными Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ. Так, абзац первый статьи 78.1 «Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казёнными учреждениями» БК РФ был изложен в новой редакции:

«В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества».

Так как именно положения первого абзаца статьи 78.1 БК РФ являлись основанием для издания органами исполнительной власти, реализующими полномочия учредителей в отношении подведомственных им автономных и бюджетных учреждений, приказов о выделении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, то, разумеется, многие учредители внесут соответствующие уточнения в ранее изданные нормативные документы.

Очевидно, что создание единой методологии расчета нормативных затрат займет определенное время. Однако конкретных сроков разработки такой методологии Президентом России в Бюджетном послании не установлено;

- третья – включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.

Данная задача наводит на мысль о том, что параметры государственных заданий, выдаваемых государственным учреждениям, будут увязаны с параметрами государственных программ. Однако в этом случае не совсем понятно, каким образом будет формироваться методология расчета нормативных затрат и будет ли она меняться в зависимости от изменения целей таких госпрограмм. Очевидно, что эта задача, обозначенная Президентом России, должна быть дополнительно уточнена и разъяснена в нормативных актах Правительства РФ и других федеральных органов управления.

С учетом решения вышеназванных задач Президент России предполагает, что будет создана единая правовая и методическая база для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций, развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций. Необходимо снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг.

В то же время Президент России считает актуальной задачу по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений. При решении этой задачи будут реорганизованы учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Предполагается, что высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование государственной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: