Бюджет для экономики

Главный способ формирования действительно надежной основы для решения социальных проблем - обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Бюджетная политика играет крайне важную роль в этом процессе, помогая созданию экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий.

5.1. СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая

стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий - главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.

В 2006-2008 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное» давление на экономику.

Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.

5.2. РИСКИ ВЫСОКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ

Высокие цены на нефть являются источником дополнительных валютных поступлений. Обменивая их на национальную валюту по сложившемуся курсу, Центральный Банк увеличивает денежную массу. Если бы дополнительные средства аккумулировались в виде сбережений граждан или инвестиций предприятий, то в долгосрочной перспективе это благоприятно бы сказывалось на экономическом развитии страны.

Однако в условиях низкого доверия к банковской системе и недостаточной инвестиционной привлекательности экономики значительная часть дополнительных доходов тратится на текущее потребление. Поскольку рост объемов товаров и услуг отстает от постоянно «выплескивающихся» на внутренний рынок денежных средств, происходит дополнительный рост цен. Если бы Центральный Банк отказался от покупки «дополнительной» валюты, курс доллара резко бы упал. Это, в свою очередь, вызвало бы удорожание отечественных товаров относительно импортных на внутреннем рынке и, соответственно, привело бы к замедлению или даже прекращению экономического роста, повышению безработицы, снижению доходов населения и бюджетов. Таким образом, основными рисками высоких нефтяных цен являются инфляция и укрепление рубля. Избежать этих негативных последствий можно, изымая «нефтедоллары» в период высоких нефтяных цен с тем, чтобы в период падения цен иметь возможность «вернуть» их в экономику и бюджетную сферу.

Начиная с 2006 года появится возможность, не подвергая риску макроэкономическую стабильность, увеличить долю доходов от экспорта нефти, направляемую в федеральный бюджет.

В то же время в среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5-17% ВВП. Только такая, взвешенная и ответственная, бюджетная политика в сочетании с ограничением темпов роста контролируемых государством тарифов на газ, электроэнергию, железно-дорожные перевозки, жилищно-коммунальные услуги в пределах 5-8% в год позволит к 2008 году снизить уровень инфляции до 4-5,5%, а в перспективе - до 3% при сохранении стабильности и предсказуемости курса рубля[3, c. 21].

Решение этой задачи обеспечит рост реальных доходов и сбережений граждан, приведет к снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и населения, улучшит инвестиционный климат и, следовательно, создаст благоприятные условия для устойчивого экономического роста.

5.2 СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Начиная с 2000 года Правительством Российской Федерации проводится политика снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику, что позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение. В 2006-2008 годах будет продолжено совершенствование налогового законодательства. С 2006 года предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с 2007 года -при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. С 2006 года с 15 до 20 млн. рублей повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменяется налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Будут введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 года планируется дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности. Прямая экономия предприятий от введения этих новаций в 2006-2008 годах оценивается в 0,25% ВВП, что в условиях 2006 года равнозначно 60 млрд. рублей. В то же время необходимо учитывать, что основы новой налоговой системы России уже сформированы. Поэтому на первое место будет выходить упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур. Реальное снижение для предприятий налогового бремени за счет этих мер окажется даже более значительным, чем прямая экономия средств при снижении налоговых ставок.

5.3 ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ

В 2006-2008 годах, как и в предыдущие годы, государственная поддержка отдельных отраслей экономики из федерального бюджета будет концентрироваться на развитии инфраструктуры общенационального и межрегионального значения, стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, внедрении новаций, содействии прогрессивным структурным сдвигам в экономике. В составе этих расходов - создаваемый с 2006 года Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд. рублей) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

Государственные расходы на поддержку промышленности должны содействовать переходу к наукоемкому инновационному развитию, привлечению внешних и внутренних инвестиций. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» планируется обновление парка гражданской авиационной техники с общим объемом производства 2800 самолетов и 2200 вертолетов. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, в том числе - за счет предоставления государственный экстренных гарантий, позволит расширить экспорт машин, оборудования транспортных средств. В агропромышленном комплексе бюджетные средства направлены на мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В 2006-2008 гг. будет продолжена поддержка малого бизнеса, что позволит увеличить его долю в ВВП с 11,5% до 2005 года и до 17% - к 2008 году.

В поддержании высоких темпов экономического роста важное значение имеет развитие инфраструктуры.

В 2006-2008 годах будет продолжена реализация крупномасштабной Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», направленной на развитие единой дорожной сети страны. В рамках этой программы в 2006-2008 гг. планируется построить и реконструировать более 12 тыс. км автодорог, в том числе 3,2 тыс. км--в 2006 г.

Результатом проводимой в 2006-2008 годах бюджетной и экономической политики станет создание благоприятных условий для развития экономики и существенное ускорение по сравнению с инерционным прогнозом темпов экономического роста за счет внутренних факторов: факторы ускорения роста ВВП в 2006-2008 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: