Статья 7. Общие принципы установления налогов и сборов

7.1. При установлении налога обязательно определяются следующие элементы:

· 7.1.1. плательщики налога;

· 7.1.2. объект налогообложения;

· 7.1.3. база налогообложения;

· 7.1.4. ставка налога;

· 7.1.5. порядок исчисления налога;

· 7.1.6. налоговый период;

· 7.1.7. срок и порядок уплаты налога;

· 7.1.8. срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.

7.2. При установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения.

7.3. Любые вопросы налогообложения регулируются настоящим Кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положение относительно внесения изменений в настоящий Кодекс и / или положений, устанавливающих ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

7.4. Элементы налога, определенные в пункте 7.1 этой статьи, основания для предоставления налоговых льгот и порядок их применения определяются исключительно настоящим Кодексом.

Вопрос 2

Различные государства, в том числе и Украина, как рань­ше, так и сейчас пополняют свою казну с помощью разных видов государственных доходов, в том числе и налогов. Так, например, в США федеральный бюджет за период с 1980 по 1992 гг. формировался за счет различных источников, в том числе подоходного налога с населения, налога на прибыль корпораций, взносов в фонды социального страхования, акцизов, налога с наследства и дарений, таможенных по­шлин и прочих поступлений. В Германии бюджеты федера­ции, земель и общин также формируются за счет налогов, в том числе на добавленную стоимость, корпорационного, земельного, на доходы капитала и другие. Такой подход к формированию государственного бюджета, как правило, наблюдается в большинстве государств, в том числе в Шве­ции, Франции, Японии и т.д. Однако не все государства ис­пользуют налоги в качестве источника доходов своего бюд­жета. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Андор­ра и ряд других государств налогов не имеют.

Налоговая деятельность Украины осуществляется в соответствии с Конституцией Украины от 1996 г., закре­пившей основополагающие положения налоговой системы, и принятыми в развитие этих положений налоговыми за­конами. Налоговые законы и подзаконные нормативно-правовые акты закрепляют права и обязанности участников налоговых правоотношений, термины (например, «налог», «пошлина», «налогоплательщики») и другие. Сущность этих и других

терминов налогового законодательства рас­крывается методом научного познания. Стало быть теоре­тические положения, налоговое законодательство и прак­тика его применения составляют единое целое, которое называется налоговым правом. Таким образом, налоговое право - совокупность однородных (в области налогов) фи­нансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, взиманию в бюджеты разных уровней обязательных, индивидуально безэквивалентных платежей - налогов.

Институт налогового права является ведущим в отрасли финансового права, тесно связанным с институтами бюд­жетного права, финансового контроля и с финансами пред­приятий и организаций всех форм собственности.

Налоговое право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом налогового права является группа однород­ных общественных отношений, которые определяют поступ­ление денежных средств от плательщиков в бюджеты в форме налогов и сборов. Это позволяет выделить их из общей массы финансовых отношений. Особенностью налоговых правоотношений является движение денег в собственность государства снизу вверх (от плательщика в бюджет) в форме налогов и сборов. Распределение же этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей (то есть движение сверху вниз) - уже не предмет налогового права, хотя и регулируется финансовым правом.

Характерной особенностью налоговых правоотношений является их имущественный характер - выполнение на­логовой обязанности означает передачу в собственность или распоряжение государства определенных денежных средств. Имущественные отношения налогового права не отличаются от имущественных отношений таких отраслей права как гражданское, административное, финансовое, поскольку, во-первых, эти отношения являются объектами реального мира и, во-вторых, вещи (имущество) имеют или могут иметь денежную оценку, несмотря на то, что деньги относят к движимому имуществу.

Итак, институт налогового права представляет собой ограниченный комплекс юридических норм, обеспечиваю­щих регулирование разновидности отношений, связанных с поступлением в бюджеты налогов и сборов.

Методом налогового права можно назвать те специфиче­ские способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотно­шений. Этот специфический способ характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения императивных норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов налогоплательщиков. Поэтому налоговые правоотношения строятся как отношения власти и подчинения по изъятию части доходов у юридических и физических лиц для обес­печения государственного бюджета.

Характерной особенностью метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные распоряжения затрагивают круг плательщиков, порядок, условия и размер платежей в бюджеты или целевые фонды, цели использо­вания денежных средств и прочее. Круг государственных органов, уполномоченных давать распоряжения участни­кам налоговых отношений, составляют налоговые органы. Особенной чертой налогового права является широкое при­менение императивных (то есть однозначных, не допускаю­щих выбора) норм налогового права с целью формирования бюджетов за счет формирования доходов и имущества на­логоплательщика.

Субъекты налогового права реализуют свои права и обя­занности посредством налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения - это общественные от­ношения, регулируемые нормами налогового права. На­логовые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому имеют общие с ним черты.

Во-первых, налоговые правоотношения возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государст­ва и муниципальных образований, но только в той части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая обеспечивает собирание государст­вом и муниципальными образованиями денежных средств в их казну.

Во-вторых, налоговые правоотношения являются фор­мой реализации публичных интересов, с чем они являются, по сути, публично-правовыми отношениями. Это следует из того, что налоговые правоотношения возникают на ос­нове реализации диспозиции нормы налогового права, которая является средством реализации интересов госу­дарства.

В-третьих, налоговые правоотношения являются, в сущности, отношениями экономическими.

В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер.

В-пятых, налоговые правоотношения основаны на вла­стном подчинении одной стороны другой. Они предполага­ют субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежат властные полномочия, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона.

Налоговые правоотношения, как и любые другие право­отношения, имеют свою структуру, элементами которой являются: субъект, объект и содержание.

Субъектами налоговых правоотношений являются лица, участвующие в конкретных правоотношениях и являющие­ся носителями субъективных налоговых прав и обязанно­стей.

Субъекты должны быть правоспособными и дееспособ­ными.

Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность иметь права и обя­занности по поводу уплаты налогов.

Налоговая дееспособность - это предусмотренная нор­мами налогового права способность своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности.

Под объектами налоговых правоотношений следует по­нимать установленные налоговыми законами материаль­ные и нематериальные объекты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение на­логовых прав и обязанностей.

Содержание составляет субъективные права и субъек­тивные обязанности. Это означает, что конкретный нало­гоплательщик и конкретная государственная налоговая инспекция осуществляют свои права и исполняют обязан­ности в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые правоотношения весьма многообразны. В свя­зи с этим они могут быть классифицированы по различным основаниям. Исходя из основных функций права, налого­вые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения составля­ют основную массу отношений в сфере правового регулиро­вания налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Охранительные правоотно­шения обеспечивают реализацию охранительной функции права.

По характеру налогово-правовых норм правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Ма­териальные налоговые правоотношения возникают на ос­нове материальных норм налогового права, а процессуаль­ные, соответственно, на основе процессуальных.

Налоговые правоотношения подразделяются на имуще­ственные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных налоговых правоот­ношений являются налог, сбор, пеня, штраф и т.д. Объектом неимущественных налоговых правоотношений они не яв­ляются. Объектом неимущественных налоговых правоот­ношений является деятельность по осуществлению нало­гового контроля и т.п.

Налоговые правоотношения могут быть классифициро­ваны по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Про­стые налоговые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных налоговых правоотношениях содержание состо­ит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Основанием возникновения правоотношений является юридический факт, то есть факт реальной действительно­сти, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Одной из наиболее устоявшихся классификаций юриди­ческих фактов является их классификация по волевому признаку на волевые действия и юридические события. Юридические действия - это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли орга­низаций и общественных образований. Юридические собы­тия - это обстоятельства, не зависящие от воли людей.

Экономическая и правовая природа налога обусловли­вает юридическую природу налогово-правовых норм, ха­рактер их взаимоположения и взаимодействия, всю систе­му налогообложения. Будучи по своей сути системой рас­пределительных и перераспределительных отношений в обществе, налоговая система государства детерминирует юридическую природу налогово-правовой нормы. Так же как и другие правовые нормы, налогово-правовые нормы содержат правила поведения, установленные государством и обеспеченные силой его принуждения. Нормы налогово­го права представляют собой установленные и охраняемые государством правила поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обя­занностях.

Нормы налогового права являются разновидностью юридических норм, в более узком плане - разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим им присущи как признаки общие для всех юридических норм, так и специ­фические, характерные только для норм финансового пра­ва. Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими признаками:

· нормы налогового права являются правилами пове­дения, гарантированные государством;

· нормы возлагают на участников отношений юриди­ческие обязанности и представляют им субъективные права;

· нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обра­щены ко всем участникам регулируемых ими обще­ственных отношений, а не к конкретным индиви­дам;

· налоговая норма всегда выражена либо в нормативно-правовом акте, принятым компетентным государст­венным органом или органом местного самоуправле­ния, или постановлением Конституционного Суда Украины.

Налоговые нормы являются средством реализации пуб­личных, а не частных интересов. Это обусловлено принад­лежностью налогового права к финансовому праву как праву публичному. Отношения, регулируемые нормами налогово­го права, детерминированы насущными потребностями и интересами больших масс людей - государства, населения муниципального образования, общества в целом.

Нормы Налогового права, так же как и нормы финансо­вого права в целом, почти не имеют своего прототипа в об­щественной жизни. Налоговые нормы, так же как и все финансово-правовые нормы, отличаются от других норм права своей нестабильностью. Налоговое право в любом обществе регулируют отношения, в которых налоги выпол­няют как фискальную, так и регулятивную функцию. По­следняя является производной от состояния экономики в стране, финансовой политики на том или ином этапе раз­вития, учитывая, что эти факторы в любом обществе явля­ются весьма подвижными, налогово-правовое регулирова­ние является весьма изменчивым по определению.

Налогово-правовая норма состоит из следующих элемен­тов:

· гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать;

· диспозиция - определяет права и обязанности уча­стников, регулируемые нормой отношений;

· санкция - указывает на неблагоприятные последст­вия за ее нарушение.

Нормы налогового права весьма разнообразны. Сущест­вуют несколько видов налогово-правовых норм. В зависи­мости от функций, выполняемых налоговым правом, эти нормы могут быть подразделены на регулятивные и охра­нительные:

· к регулятивным относятся те, которые непосредст­венно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей;

· к охранительным относятся те, которые предусмат­ривают применение мер государственного принужде­ния за налоговые правонарушения, а также за нару­шение банками обязанностей, предусмотренных за­конодательством о налогах и сборах.

Регулятивные нормы, в зависимости от юридического содержания, подразделяются на:

· обязывающие нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные дей­ствия. Большинство норм налогового права - обязы­вающие. Чаще всего они формируются в актах нало­гового законодательства в виде прямых обязательных предписаний;

· управомочивающие нормы, предусматривающие возможность субъекта налогового права действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению. Существует два вида управомочивающих норм налогового права. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов налогового права. Главным образом к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Для второго вида характерно то, что субъект права имеет определенную свободу средств, времени и т.д. реали­зации этой нормы, но эта норма в любом случае долж­на быть им реализована;

· запрещающие нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий, ука­занных в норме налогового права.

По территории действия различают налоговые нормы, действующие:

· на всей территории Украины;

· на территории Автономной Республики Крым;

· на территории соответствующего муниципального образования.

Помимо указанного, нормы налогового права могут быть подразделены на:

· материальные - устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т.д.;

· процессуальные - устанавливают порядок реализа­ции материальных норм налогового права. Например, процессуальными являются налоговые нормы, опре­деляющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами нало­гового контроля и др.

Налоговой обязанностью признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплачивать сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные настоящим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела.

Налоговая обязанность возникает у плательщика по каждому налогу и сбору.

Налоговая обязанность является безусловной и первоочередной по отношению к другим неналоговым обязанностям налогоплательщика, кроме случаев, предусмотренных законом.

Выполнение налогового долга может осуществляться налогоплательщиком самостоятельно или с помощью своего представителя либо налогового агента.

Ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение налогового долга несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: