► Педагогическое руководство детским коллективом
► Наличие перспективы (близкой, средней, далекой)
► Наличие органов самоуправления (уполномоченных коллектива)
► Создание и сбережение позитивных традиций
► Наличие необходимого тона и стиля в коллективе
► Организация коллективной деятельности учеников для достижения целей
► Соблюдение единой школьной формы
► Обеспечение системы параллельного действия в коллективе
Схема 49
Особенности работы по созданию и укреплению детского коллектива
► Наличие у детей психических наслоений, тормозящих сплочение коллектива
► Направленность коррекционной работы на.преодоление инертности общения и ограниченности его поля
► Направленность коррекции на преодоление общественной пассивности и индиферентности детей
►. Формирование новых личностных качеств и перестройка сложившейся и у ребенка жизненной позиции
► Накопление у детей опыта совместной деятельности и общения
► Создание нормального социально-психологического климата в коллективе
► Активное вмешательство педагога в процесс образования коллектива и его руководящая роль
Схема 50
Характеристика детского коллектива во вспомогательной школе
► Небольшое количество детей
► Заметно выраженная разновозрастность состава: возрастной диапазон 1 - 3 года
► Неравномерность развития детей, обусловленная неодинаковой тяжестью дефекта
► Существование параллельных групп, представляющих один и тот же состав детей (класс, воспитательная группа)
► Микрогруппы начальных классов ничтожно малы (1-2 ребенка)
► Наличие в коллективе детей-одиночек
► Интересы и действия микрогрупп не всегда совпадают, иногда они даже противоречат им
Таблица 4
Ученический коллектив вспомогательной школы