Общее политехническое профессиональное
цель: всестороннее помочь овладеть общее и профессио-
развитие лич- теоретическими и нальное развитие
ности учащегося прикладными зна- специалиста
ниями и умениями
задачи: ознакомить с ознакомить с на- подготовить к про-
основами наук учными основами фессионально-
трудо-
современного про- вой деятельности в
изводства избранной сфере
Содер-
жание: знания о приро- знание основ
техно- знание
научных
основ
де,обществе, логии, техники, эко- избранного
вида
человеке,чело- номики,организации труда;
веческого мыш- производства;
лении;
общетрудовые формирование политех- развитие
специальных
умения; нических умений
навыков;
практических
умений и
(пользоваться
микро-и
макро
процессорной
навыки самос-
формирование психо-
тоятельной техники и др.); физиологических,
работы; развитие техническо- нравственных
качеств
го мышления, творчес- личности,
необходимых
ких способностей; для данной
|
|
трудовой
деятельности и др.
В данной таблице не представляет труда увидеть насколько цели, задачи и содержание общего, политехнического и профессионального образования взаимосвязаны и предполагают наличие формального и материального уровня в их развитии.
Анализ литературы показал, что с содержанием образования, заложенным в учебных планах и программах общеобразовательной, средней специальной и высшей школы, студентов принято знакомить, руководствуясь одним из принципов подачи его - линейным, концентрическим, спиральным или смешанным.
Так отечественные ученые заметили, что принцип линейной подачи материала предполагает опору на дидактические принципы постепенности, систематичности, последовательности, преемственности, научности и доступности. Знания даются дозировано, предыдущее звено тесно связано с последующим. При таком подходе отпадает необходимость многократного повторения изученного материала. Наиболее эффективен при изучении литературы, истории, языков, музыки.
Концентрический принцип изложения материала предполагает необходимость возвращения к уже изученному ранее, углубление полученных знаний. Преподаватель следует основному правилу дидактики - от простого к сложному. Наиболее применим при изучении биологии, физики, химии, математики и других наук.
Принцип спиральной подачи материала предполагает наличие исходной проблемы, которая лежит в основе расширения и углубления знаний, в связи с ее изучением. В данном случае присутствуют все выше названные дидактические принципы, главное требование - отсутствие дискретности в получении знаний. Наиболее удобен данный принцип при изучении общественных, педагогических и психологических наук.
|
|
При смешанной или комбинированной подаче материала все три предыдущих варианта могут сочетаться в различной последовательности, в зависимости от учебного предмета, контингента учащихся и студентов, от мастерства преподавателя.
Одной из дискуссионных проблем в современной дидактике является стандартизация образования. Соотношение стандарта и творчества, стандарта и академических свобод предполагает наличие соответствия между обязательной и дополнительной системой знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся средней общеобразовательной и студенты профессиональной школы. Данной проблемой занимаются отечественные ученые (ученые В.Г.Айнштейн, Э.Алгазинов, В.В.Болочагина, М.В.Долгов, В.Н.Козлов, Г.Г.Кричевский, В.А.Кузнецова, В.В.Лебедев, В.П.Малков, В.С.Сенашенко, Ю.Г.Татур и др.), связывающие ее с проблемой многоуровневого профессионального образования.В сфере стандартизации образования есть компьютерная поддержка.
Выделяется несколько этапов в решении проблемы стандартизации образования, главными из которых являются два: этап разработки стандартов и введения стандартов в практику работы школы, вуза.
На первом этапе важным считается информационное обеспечение разработчиков. Основные виды информации - фоновая информация и педагогическая информация.
Фоновая информация дает нам представление, обеспечивает данными о мировом уровне образования соответствующего вида, например, получаемого в учебных заведениях культуры. Информация включает в себя перечень учебных предметов, программ, количество часов, отводимых на те или иные предметы, на конкретные темы у нас и за рубежом, а также статистические сведения об уровнях усвоения учебных предметов, о деятельности выпускников, о возможностях получения альтернативного образования и другие сведения.
Педагогическая информация включает в себя содержание и структуру учебных планов и программ данного типа учебных заведений, экспертные оценки - сформированности мировоззренческих, профессионально-деятельностных и творческих качеств личности студентов и выпускников. Также сюда можно включить сведения об учебной литературе, об опытно-экспериментальной работе по проверке эффективности и качества предлагаемых вариантов стандартов и другие данные.
На втором этапе - введения стандартов в практику -главным является обеспечение доступа к информационной базе стандартизации педагогов, аспирантов, начинающих ученых, занимающихся исследованием данной проблемы и практиков, работающих в системе образования на основе разработанных стандартов.
Учебный план, учебная программа - это те нормативные стандарты, документы, в соответствии с которыми строится содержание образования в современной средней и высшей школе. В учебном плане заложены: полный перечень предметов, распределение их по семестрам (четвертям и годам), количество учебных часов в неделю и количество недель в семестре, общее количество часов, отводимых
на аудиторное изучение предмета, виды контроля за знания- ми (зачет, экзамен, курсовая, контрольная, дипломная работа другие виды контроля), учебная и производственная практика.
Учебный план включает в себя не только обязательные предметы, но и дополнительную, углубленную подготовку: спецкурсы, т.е. элективные курсы, по выбору. Утверждает учебный план совет университета.
Учебная программа составляется по каждому предмету на основании отведенных в учебном плане часов на данный предмет. Принципы ее построения: пояснительная записка, тематический план, включающий в себя темы и количество часов на их аудиторное и внеаудиторное изучение, вид занятия (лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа под руководством преподавателя) общее количество часов, перечень основных вопросов по конкретной теме, с ориентацией на ее самостоятельное изучение, межпредметные связи, список рекомендуемой для самостоятельного изучения обязательной и дополнительной литературы. По одному и тому же предмету может быть несколько учебных программ, в том числе и рабочие программы с учетом специфики той или иной специализации.
|
|
Учебная литература и дидактические материалы по предметам - учебники, учебные пособия, сборники педагогических задач, методические разработки и указания - конкретизируют содержание образования по данному предмету. Основные функции учебной литературы -мотивационная, информационная, тренировочная, адаптационная.
Образование в высшей школе тесно связано с самообразованием и самостоятельной работой. Самообразование можно определить как образование приобретаемое путем самостоятельной работы с источниками знаний. Оно является важной частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях и во внешкольных учреждениях.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое "образование"?
2.Что общего в системах высшего образования различных зарубежных стран?
3.В чем специфика организации высшего образования в современной России?
4.Дайте характеристику типологии высших учебных заведений в России.
5.Чем объясняется введение бакалавриата и магистратуры в высших учебных России?
6.Охарактеризуйте различные теории содержания образования (в ретроспективе, современные концепции).
7.В чем вы видите взаимосвязь общего, политехнического и профессионально образования?
8.Какие структуры изложения содержания образования вы знаете?
9.Как Вы считаете, нужно ли стандартизировать высшее профессиональное образование?
5.Что общего и специфического в самообразовании и самостоятельной работе студентов?
Литература:
Буга П.Г. К вопросу о типологии высших учебных заведений.
|
|
Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. ИНФ.- аналит. сб.вып.11.М.1995,с.1-6 /В надзаг. ГК РФ по высш. обр. НИИВО.
Владиславлев П.А.. Система образования в европейских странах СЭВ.-М.,1989.
Георгиева Т.С.. Высшая школа США на современном этапе.М.,1989.
Дидактика современной школы./Под ред.В.А.Онищука.-Киев,1987.
Катханов М.Н., Карпов В.В. Качество специалиста и технология обучения. //Современная высшая школа, N1, 1991, с.78-88.
Леднев В.С.Содержание образования -М.,1989.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом.-М.: Просвещение,1983.-С.85-166.
Основы вузовской педагогики. Учеб.пособие./Под ред. Н.В. Кузьминой и И.А.Урклин.-Л.:ЛГУ,1972,с.38-57.
Павлов Д. и др. Новая методика преподавания курса педагогика высшей школы.//Современная высшая школа.1(69), 1990, с.141-153.
Садовничий В.А. Образование и наука как фактор безопасности // Вестник МГУ.Серия 18. Социология и политология, 1996.№1.С3-11.
Сараф Г.. Культура - духовность - профессия.//Высшее образование в России, N2,1996,с.114-117.
Сенашенко В.С., Комиссарова Н.Н.. Введение магистратуры в вузах России. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. НИИВО, вып.5-6, М.1995, с.1-16.
Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией// Педагогика. 1999. №7.С.3-15
Татур Ю.Г.. Высшее образование в России в ХХ веке. М.,1994.
Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Ред. В.В. Краевский, И.Л.Лернер.-М.,1983.