• Содержание образования заложено в реальной действительнос
ти, являемой познающему ее человеку как непосредственно, так и
через особые «средоточия» — символы.
• Внешнее многообразие реальности базируется на ее внутрен
нем единстве (всеединстве). «Многоцентренность» реальности оз
начает отсутствие в задаваемом содержании объективно главных
объектов познания. Любой объект способен вывести познающего
его человека к основам бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии
единой для всех учащихся схемы познания и образования.
• Основа бытия — личность (НА Бердяев), следовательно, в со
держании образования должен присутствовать личностный компонент,
т.е. то содержание, которое создается лично каждым человеком.
• Знание заключено в бытии, гносеология тождественна онтоло
гии (Н.О. Лосский). Следовательно, бытие не отчуждено от лич
ности и ее образования, а содержит в себе субъекта познания.
Отсюда познание бытия тождественно самопознанию. С образова
тельной точки зрения данная идея предполагает необходимость и
единство двух тождественных процедур: познавательного целепо-
лагания и рефлексии познавательной деятельности.
|
|
Технология и методы эвристического образования.
• Образование начинается с «малой родины», постепенно рас
ширяемой вовне. Это позволяет сохранить целостность и неразрыв
ность образовывающегося человека, предупредить фрагментар
ность и отчужденность изучаемого «материала» от личности позна
ющего.
• Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой
реальности, намечаются из объектов бытия.
• Познание объекта происходит с помощью всего комплекса ка
честв человека — от физических органов чувств до духовных и
душевных.
• Многостороннее разноплановое познание объекта методом
«круглого мышления». Применяются методы общения познающего с
познаваемым, а не только изучение субъектом объекта (П.А. Фло
ренский).