Эта технология ориентирована на создание образовательного продукта (как и в предыдущем случае) и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации. Основные этапы креативной технологии обучения могут относиться как к отдельной изучаемой теме, так и к целому учебному курсу.
1. Формулировка педагогом задания или проблемы для учащих
ся виртуального класса с неизвестным для них решением. Предо
ставление необходимой информационной среды или косвенных
сведений, располагающихся в образовательном поле проблемы.
Обеспечение возможности личного уникального решения пробле
мы каждым учеником.
2. Индивидуальное решение задания или проблемы каждым
учеником, сообщение им своих результатов педагогу или всем уча
щимся с помощью одной из применяемых систем телекоммуника
ций.
3. Коллективное обсуждение личных продуктов учеников. Со
провождающая помощь учителя в достраивании учениками их об
разовательных продуктов до формализованного, понятного и вос
принимаемого другими учениками вида. Работа с вопросами на
понимание.
|
|
4. Введение педагогом в созданное образовательное простран
ство культурно-исторических аналогов образовательной продукции
учеников (например, ссылок на Интернет-ресурсы).
5. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций,
мнений, результатов учеников. Коллективная дискуссия с помо
щью электронной почты в режиме телеконференции.
Глава X
Эвристика в дистанционном обучении
6. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение
новых. Выявление индивидуальных и коллективных образователь
ных продуктов.
7. Рефлексивная деятельность всех субъектов обучения по осо
знанию возникших проблем. Выявление и осознание методологии
собственной деятельности каждым из учеников. «Снятие» и усвое
ние использованных способов познания. Фиксация достигнутых
результатов. Повторение при необходимости всего цикла образо
вательной ситуации. Развитие образовательной ситуации на новом
уровне.
Принципиальная особенность креативной технологии дистанционного обучения состоит в том, что на каждом этапе обучения образовательные продукты учащегося оказываются результатом его личной деятельности, а не взятыми готовыми из информационных источников. Это особенно важно в связи с ростом количества и доступности всевозможных коллекций рефератов, контрольных работ и аналогичных им баз данных.
При увеличении информационных банков данных с рефератами, сочинениями, курсовыми, дипломными и другими подобными им работами поиск подходящего материала не составит особого труда для подключенного к сети учащегося. Если учащийся просто заимствует готовую работу и сдает ее преподавателю как свою, это не обеспечивает его образовательного развития в изучаемой области. Это же относится к такому способу подготовки работ, именуемых часто рефератами, как собирание их из «кусочков» уже имеющихся в сети Интернет или на дисках CD-ROM материалов. Учитывая тенденцию интенсивного развития программных средств обработки информации типа «мастера писем», в недалеком будущем любой школьник будет иметь инструмент создания нового продукта, используя соответствующий программный конструктор. Это потребует от педагога переключения внимания от конечного учебного продукта ученика на организацию и оценку его собственной продуктивной деятельности по предмету. Креативная технология дистанционного обучения, ориентированная на непрерывную творческую деятельность учащихся, позволяет решать эту проблему.
|
|
Более подробно рассмотреть креативные технологии эвристического обучения можно на дистанционных курсах Центра дистанционного образования «Эйдос», информация о которых размещена в сети Интернет по адресу www.eidos.ru/courses/ или может быть выслана при запросе по e-mail адресу: info@eidos.ru.