Характеристика кризисных пациентов, кризисная мотивация

Лица, переживающие кризис, в подавляющем большинстве случаев, испытывают повышенную потребность в межличностных контактах, которые необходимы им для аффективного отреагирования, получения эмоциональной поддержки и интеллектуальной помощи в овладении ситуацией. Кризисные пациенты, будучи неуверенными, тревожными, часто растерянными, склонны считать других людей более компетентными и способными, им свойственны повышенная внушаемость, большая, по сравнению со стабильными состояниями, открытость для восприятия чужого мнения, для влияния других лиц, для терапевтических воздействий. Они легче отказываются от привычных, но неэффективных способов психологической защиты, от неадаптивных модусов поведения, легче разрабатывают и апробируют новые для них способы коммуникации и деятельности. Данные особенности кризисных пациентов получили название «кризисная мотивация»; они наиболее выражены на ранних стадиях психологических кризисов.

Кризис, следовательно, создает возможность и условия для быстрых изменений в структуре личности, для личностного роста и повышения уровня адаптации индивидуума в социально-психологической среде. При условии получения переживающим кризис пациентом адекватной поддержки и помощи от значимых для него лиц, кризисное состояние может выступить в роли «катализатора» личностного развития, стать призывом к самосовершенствованию; вместе с тем, кризис может оказаться и очередной жизненной неудачей, звеном в цепи негативных событий, углубляющих дезадаптацию. Именно в этом смысле психологические кризисы, хотя и болезненны, могут рассматриваться как поворотный пункт к лучшему или к худшему. Теория кризиса помогает понять нормальных здоровых людей, так же как и развивать терапевтические методы для профилактики будущих психологических трудностей.

СТРУКТУРА И ДИАГНОСТИКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: