Грубиян-«крикун»

Немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить внимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить крикуна подобного типа.

«Граната»

Примыкает к предыдущему типу. Довольно мирный человек, который совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения утраты контроля над ситуацией. Можно «разрядить гранату», предоставив такому человеку возможность контроля, и успокоить его.

«Привычный крикун»

Просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое – зная, с кем имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

«Всезнайка»

Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип, который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним – считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжении встречи, если он утверждает, что ему некогда. Можно сказать что-то вроде: «раз уж у вас нет времени…», тем самым вы его обезоружите, и он, скорее всего, захочет продолжать разговор.

«Пессимист»

Тоже может создавать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т. к. нередко в них есть рациональное зерно. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит, и тогда, возможно, он станет вашим союзником.

«Пассивно-агрессивный»

Один из наиболее сложных типов. Он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь цели за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал, я забыл, я учил». Пассивно-агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь, однако на деле все кончается невыполнением. По возможности, лучше не связываться с подобными людьми или по крайне мере не рассчитывать на них. Важно не принимать близко к сердцу их «проделки», не проявлять внешне ваш гнев и разочарование – это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

«Сверхпокладистый»

Может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивный тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет, ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего такой человек очень хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем старании большую часть из них выполнить не может.

Теоретики и практики разрешения конфликтов выделяют и другие типы людей, которые обладают личностными характеристиками, затрудняющими общение и провоцирующие сложные, конфликтные ситуации. Например, указывают еще такие варианты «трудных» личностей:

«Жалобщики» – всегда на что-нибудь сетуют, сами же ни чего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.

«Нерешительные» («стопоры») – лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.

«Максималисты» – те, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.

«Невинные лгуны» – те, кто заметает следы серий обманов так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.

«Ложные альтруисты» – делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.

Обобщение опыта позволяет выделить ряд приемов, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими «трудными» партнерами:

1. установите контакт с вашим оппонентом;

2. после того, как вы почувствуете или осознаете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известным вам типом «трудных» личностей;

3. учитывайте возможность влияния собственных стереотипов;

4. сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда;

5. в процессе общения выявите систему аргументации оппонента и причины его трудностей, осуществите проверку на реалистичность;

6. используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;

7. развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;

8. расширяйте совместный подход к делу и используйте его для выработки соглашения.

Многие приемы могут помочь при взаимодействии с «трудными» типами. Тем не менее, не стоит ожидать магического воздействия используемых приемов. Предъявляя к себе реалистичные требования и принимая действительность такой, какая она есть, мы сможем избежать, по крайней мере, конфликта с самим собой, что не мене важно, чем мир с другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: