Возраст и становление внутреннею мира

- Как же соотносятся между собой возраст и становление внутреннего мира человека? Исследуем это вопрос.

-- Прочитайте п. 2 § 29.

- Каким образом некоторые специалисты пришли к выводу о взаимозависимости возраста и становления внутреннего мира человека?

- Составьте модель взросления, основанную на данном подходе.

Ступени развития внутреннего мира личности

Ступень «оживления»(от рождения до 1 года) - зарождение жизни индивида в его единстве с жизнью матери - со-бытие. На этом уровне ребенок начинает различать окружающий мир и свои ощущения мира.

Ступень «одушевления» (от 1 до 6 лет) - освоение прямохождения и речи. Зарождается самостоятельность.

Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет) - формирование содержательных представлений о себе (самооценка, «Я-образ»). Становление собственно личности. Самопознание.

Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет) - начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, несет персональную ответственность за поступки и взгляды.

Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более) - этап зрелости. Человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам мир

- Проследите цепочку рассуждений зарубежных авторов, утверждающих, что умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Попробуйте показать это графически:

Периодизация нравственного сознания личности

Эгоистические мотивы поведения ------> Мотивы поведения, основанные на совести и справедливости

- Как ряд исследователей рассматривают вопрос о том, что можно считать высшим уровнем развития личности?

- Существует ли прямая и однозначная связь между возрастом и личным развитием личности?

В каком случае, по мнению К. Роджерса, личность будет развиваться гармонично?

- Раскройте содержание теории интенциональности.

- Как вы относитесь к такой теории? Охарактеризуйте ее этапы, опираясь на схему, представленную на с. 307 учебника.

- Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?

Итог

Домашнее задание: Выучите § 29, выполните задания.

Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.

Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.

Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.

Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури потеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.

Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет.дышать. Но внезапная мысль остановила его.

Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарность? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознает?

Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре старик перестал метаться и забылся спокойным сном.

Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.

И тут - о, бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.

Придя в себя, старик сказал:

- Господин, мы сегодня можем продолжить путь. Но халиф покачал головой:

- Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое она имеет отношение к теме нашего занятия?

В 1970-е гг. замечательный бард Юрий Визбор исполнял песню, где были следующие слова: «Дороги трудны, но трудно без дорог».

Попытаемся найти ту самую дорогу, по которой должна идти личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: