Уроки 74-75. Возраст и становление личности

Л.Н. Толстой в известном рассказе «Смерть Ивана Ильича» описал кризис, связанный с мучительным для личности подведением итогов жизни. Иван Ильич Головин, будучи смертельно болен, «стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но - странное дело - все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь не тем, чем казались они тогда. Все, кроме первых воспоминаний детства. И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтожнее и сомнительнее были радости....И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать - и все то же. И что дальше, то мертвее. Точно равномерно я шел в гору, воображая, что иду на гору. Так и было. В общественном мнении я шел в гору, и ровно настолько из-под меня уходила жизнь... Ужаснее его физических страданий были его нравственные страдания, и в этом было его главное мучение. Нравственные его страдания состояли в том, что... ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была "не то"».

- Как вы думаете, история Ивана Ильича является частным случаем или общей закономерностью? Где, на каком этапе жизни, он изменил себе, выбрал неверный пункт? Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности?

- Что такое «возраст»?

- В чем состоят особенности подросткового возраста?

- Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?

Л.Г. Выготский определил возраст как относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека. Такое ьрсмя называется психологическим временем личности.

Психологическое время включает в себя;

• ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов);

• биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события);

• историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);

• социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).

Давайте исследуем эти этапы.

1. Периодизация развития личности.

- Как вы думаете, что имел в виду писатель Н.А. Островский, произнося свою знаменитую фразу: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

- Итак, многие люди считают, что критерием периодизации психического развития личности является не всякая деятельность, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.

Работая с п. 1 § 29, охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-х гг. XX века, заполните таблицу.

Периодизация развития личности

Ребенок - общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: • непосредственно-эмоциональное общение младенца (0 1 год); • ролевая игра (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков (11-14 лет)
Ребенок - общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: • предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); • учебная деятельность (7-10 лет): • учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)

- Что показывает схема на с. 303 учебника?

- Сделайте общий вывод по первой модели периодизации развития личности.

Таким образом, первая модель объясняет процесс развития личности как постепенного усложнения мотивационно-потребностной сферы и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.

- На каком принципе основана вторая модель периодизации развития личности?

- Представьте ее в виде схемы.

Человек проходит три фазы своего становления как личность:

• Адаптация - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

• Индивидуализация - порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Поведение индивида направлено на поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности.

• Интеграция - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.

- Как меняется ведущая деятельность в процессе развития личности?

- Какая из предложенных моделей периодизации вам кажется более справедливой? Почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: