Радикальные рыночные реформы 1990-х

1. Все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая "общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется.

2. Хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для кого производить.

3. Рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых сигналов уничтожается.

4. В системе хозяйства, управляемого из Центра, отсутствуют трансакционные издержки. Разумеется, ни социалисты-утописты, ни классики марксизма- ленинизма не использовали этот термин "трансакционные издержки", который возник только после выхода в свет работ Рональда Коуза. Но анализ теоретических конструкций социализма показывает, что в них отсутствуют все основные виды трансакционных издержек.

Во-первых, издержки по поиску контрагента обменных сделок. Это объясняется директивным прикреплением поставщика к потребителю. Во-вторых, издержки по сбору информации о качестве и альтернативной стоимости благ. В-третьих, издержки, связанные с нарушением условий контракта и контролем за его исполнением: никто не смеет нарушить установленное плановое задание - под страхом ли морального или физического наказания, или просто потому, что само задание полностью учитывает ресурсы и возможности предприятий.

Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способна устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому, полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанной, рациональной организацией общества.

Народнохозяйственные планы возникают в процессе информационной связи между всеми участвующими плановыми инстанциями. Составление н/х-го плана начинается с того, что Госплан составляет плановый проект для н/х на основе заданных Советом Министров целей и указаний. Из центрального планового проекта вытекают предварительные показатели и средства для отраслевых министерств. Эти показатели являются основой для плановых проектов министерств. Данные проекты, в свою очередь, включают в себя плановые показатели и средства для объединений и комбинатов. После составления соответствующих плановых проектов этот процесс продолжается "сверху вниз" до уровня государственных предприятий.

После сведения воедино и переработки плановых проектов предприятий возникает проект плана объединения предприятий или комбината. Проект, в свою очередь, защищается перед отраслевыми министерствами, которые еще раз повторяют защиту на уровне Госплана.

С помощью представленной цепочки Госпланом составляется окончательный вариант годового н/х-го плана. Затем Госпланом через отраслевые министерства, объединения предприятий и комбинаты до уровня отдельных предприятий распределяются плановые задания по объему производства и его структуре, а также средства.

Единый Центр должен сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобы спустить вниз плановые задания. Однако сама концентрация информации в едином плановом органе оказывается неразрешимой задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: