Межкультурные коммуникации в молодежной среде и проблема толерантности

За последние тридцать лет в России и за рубежом было проведено множество исследований, касающихся различных сторон общения молодежи. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения молодых людей.

Молодежь как особая социально-демографическая группа обладает специфическими особенностями общения и взаимодействия, построения отношений, которые в первую очередь проявляются на межличностном уровне.

Хотелось бы рассмотреть общение молодежи в наиболее популярном на данное время аспекте информационного общения в сети Интернет.

Формирование информационного общества, основанного на развитии новых коммуникационных и информационных технологий, оказывает большое влияние на изменения в современной культуре.

В современных условиях информационный вид коммуникации имеет особое значение, поскольку каждый год информация о мире удваивается, появляются новые информационные каналы, среди которых доминантным в настоящее время является Интернет.

За последние годы Интернет стал для большей части молодежи важным каналом общения и получения информации, дал возможность двустороннего активного общения практически со всем миром. Посредством Интернета молодежь вступает в новый тип общения — информационную межкультурную коммуникацию, протекающую в виртуальной реальности.

Интернет, как одно из проявлений глобализационных тенденций современной культуры, представляет собой универсальную коммуникативную среду, является одним из факторов социального и культурного прогресса и утверждает новые принципы человеческого бытия и человеческой коммуникации: сетевой, виртуальный, интерактивный.

Сфера межнациональных отношений нуждается в таком изменении сторон, при котором последние перестанут видеть в «другом» врага или друга, а обнаружат друг в друге равноправных членов общества, способных честно договариваться и уважать чужие интересы.

Общий уровень толерантности у российской молодежи очень низок и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Толерантность — признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам людей других национальностей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». (Владимир Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие.)

Толерантность — это уважение инаковости человека. Инаковость, если она не становится в оппозицию к культуре преобладающего коренного населения, представляется как нормальное явление, как фактор взаимообогащения с иным культурным сегментом в лице сообщества мигрантов. Возникает проблема, насколько эта мультикультурность позволяет обеспечивать адаптацию и интеграцию мигрантов в культуру коренных народов принимающего общества.

В современной России проблема негативного отношения к мультикультурности обостряется не только в связи с наплывом мигрантов, но и с состоянием самой духовной сферы, разрушением системы образования и воспитания детей и молодежи, отхода общества от пропаганды интернационализма и толерантности. С другой стороны, российское общество нуждается в предельно ясной, прозрачной, эффективной миграционной политике, которая учитывала бы права и интересы коренного населения, обеспечивала бы долгосрочные, а не сиюминутные экономические нужды страны. Люди, надолго приезжающие в Россию учиться, жить и работать, должны быть готовы к тому, что им придется изучать и уважать местные традиции, в том числе религиозные, и воздерживаться от некоторых моделей поведения, принятых в тех местах, откуда они родом. Одно из важных условий мирной интеграции — уверенное владение русским языком. Мигранты должны учить русский язык.

Уроки толерантности — не являются гарантией мира и благополучия поликультурного общества. В Европе подобным курсам уже много лет, а эффект сомнительный. Невозможно заставить такими уроками уважать людей иной культуры. А вот если и мигранты, и местное население научатся уважать в каждом человеке того, кто так же как и другие ищет любви и счастья, хочет жить в мире, радости и благополучии, то никто не будет относиться друг к другу как к недочеловекам.

Несмотря на неблагоприятные социокультурные условия, все громче заявляет о себе потребность в переходе к новому типу социальных отношений в молодежной среде, одним из главных принципов которого будет являться толерантность.

Со стороны каждого члена молодежного общества необходимо осознание проблемы толерантности и понимание важности индивидуальности каждого человека. Молодежь в целом, и каждый отдельный ее член, должны стараться приобрести навыки культурного, взаимоуважительного и толерантного общения. Со стороны же органов государственной власти необходимо более внимательно отнестись к процессу развития информационных технологий в молодежной среде, защите молодежи от негативной информации и созданию позитивного Интернет-пространства для молодежи не только как среды формирования личности, но и активной гражданской позиции молодого человека, способной создавать и поддерживать межкультурные связи.

Все находится в наших руках и все могут меняться в лучшую сторону! Я как иностранный гражданин приехала в Россию учиться, чтобы сделать свою жизнь и жизнь близких мне людей лучше. Я уверена, что молодёжная среда может показать человеку, что все люди равны и также имеют право жить в любой стране, уважая людей, которые живут рядом!

Литература

1. Аксак В.А. Общение в сети Интернет. — М., 2006.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.

3. Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство соц. коммуникации в условиях формирующ. в России информац. общества: автореф. дис.канд. соц. наук. — Улан-Удэ, 2003.

4. http://ru.wikipedia.org/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: