Феномены профессионального развития: кризисы и деформации

Как отмечает Э.Ф. Зеер, переход от одной стадии профессионального становления к дру­гой означает смену социальной ситуации развития, изменение содер­жания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой соци­альной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности и породить субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты.

Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия, в результате чего перед личностью как бы возникает необходимость выбора дальнейшего сценария профессиональной жизни.

Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профес­сионального развития.

Опираясь на концепцию профессионального становления Э.Ф. Зеера, под кризисами профессионального развития личности мы будем пони­мать непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профес­сионального развития.

Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализ­ма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки се­бя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения ис­черпанности своих возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: