Компетентностная модель выпускника (требования к результатам освоения выпускником ооп вппо)

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Область профессионально-педагогической деятельности бакалавров по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) включает: подготовку учащихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.

2.2. Объекты профессионально-педагогической деятельности выпускника Объектами профессионально-педагогической деятельности бакалавров по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) являются участники и средства реализация целостного образовательного процесса в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования, включающих учебно- курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также службу занятости населения.

2.3. Виды профессионально-педагогической деятельности выпускника: – Учебно-профессиональная;

– Научно-исследовательская;

– Образовательно-проектировочная;

– Организационно-технологическая;

– Обучение по рабочей профессии.

Бакалавр по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) подготовлен к решению следующих задач по видам профессионально-педагогической деятельности в соответствии с профилем и профилизацией:

2.4. Задачи профессионально-педагогической деятельности выпускника Учебно-профессиональная деятельность:

• определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

• развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);

• планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях систем начального и среднего профессионального образования (ОУ НПО и СПО);

• организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и ФГОС в ОУ НПО и СПО;

• диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов);

• организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно правовых документов;

• анализ профессионально- педагогических ситуаций;

• воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений. Научно-исследовательская деятельность:

• участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов);

• организация учебно-исследовательской работы обучающихся;

• создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов).

Образовательно-проектировочная деятельность:

• проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;

• прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;

• конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);

• проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);

• разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов);

• проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов);

• проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);

• проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;

• проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов). Организационно-технологическая деятельность:

• организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся;

• анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;

• организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);

• эксплуатация и техническое обслуживание учебно- технологического оборудования;

• использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов);

• реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях. Обучение по рабочей профессии:

• определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;

• использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии;

• формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня;

• организация производительного труда обучаемых.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ ООП ВПО

Выпускник по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

• осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

• осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к каждой КЦП положению, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)) (ОК-2);

• понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3);

• понимает историю становления различных типов культур, владеет способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4);

• способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

• готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

• готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

• готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

• владеет нормами педагогических отношений профессионально- педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

• владеет способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, оказывает помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10);

• владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

• владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12);

• владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

• имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);

• способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально- педагогической деятельности (ОК-15);

• способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);

• готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);

• владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

• владеет технологией научного исследования (ОК-19);

• способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознает необходимость знания второго языка (ОК-20);

• готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

• способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);

• способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);

• способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

• способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

• умеет моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

• готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27);

• владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

• владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).

б) профессиональными (ПК):

Учебно-профессиональная деятельность:

• способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

• способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

• способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);

• способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

• способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

• готов к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

• готов к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

• готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);

• готов к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

• готов к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10).

Научно-исследовательская деятельность:

• способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

• готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

• готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

• готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).

Понятие мониторинга (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. В отличие от широко используемых в педагогике и психологии понятий "обратная связь", "рефлексия", "контроль" и "аттестация", мониторинг нацелен на отслеживание процесса, а не только результата образования.

Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесения корректив в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах.

Основными объектами мониторинга являются:

§ профессиональное развитие обучаемых: учебно-профессиональной направленности, учебно-познавательная компетентность, профессионально-важ­ные качества;

§ учебно-профессиональная деятельность: учебно-познавательная мотивация, обобщенные способы учебных действий, контроль способов учения и их оценка;

§ педагогическое общение субъектов образования: обучаемых и педагогов.

Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга за указанными объектами можно свести к следующим группам:

Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, задавание уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др. Экспликация, как развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но также оперативно вносить коррективы в процесс образования.

Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также определить отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

Тестирование – это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Полноценное осуществление мониторинга возможно только совместными усилиями педагогов и мониторинговой психологической службы учебного заведения. Документом, регламентирующим мониторинг, является проектированная профессиограмма, отражающая прогнозируемое развитие обучаемых с начала поступления в учебное заведение, до завершения профессионального образования.

Выделяют три формы мониторинга:

Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости проводимая психологической службой; результаты же в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно внося коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентированной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирование учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников помимо определения уровня сформированных социально-профес­сио­наль­ных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального образования: развитие личности, профессионально-образовательного процесса и взаимодействие обучаемых и педагогов.

Мониторинг приводит к существенным изменениями субъектов образования: обучаемых и педагогов. Информация о сильных и слабых сторонах их развития интериоризуется и перерастает во внутреннюю саморегуляцию. В результате инициируется саморазвитие и самоопределение личности.

Последовательное внедрение мониторинга в личностно ориентированное образование позволит обеспечить реальное единство двух аспектов профессионального развития личности: диагностики и коррекции. Большие перспективы открываются перед мониторинговой службой учебных заведений при использовании компьютеров, создании банка данных. На основе мониторинга можно также принимать управленческие решения по совершенствованию профессионально-образовательного процесса, а также стимулировать профессиональный рост педагогов. Мониторинг профессионально-значимых характеристик педагогов может быть полезен также при их аттестации.

28. Психологическая структура профессионально-педагогической

деятельности

Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:

§ субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия;

§ субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содер­жание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учеб­ой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие – личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на.

Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными отношениями. Вектор «мотив–цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т. е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Существенной характеристикой педагогической деятель­ности является взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие.

В ходе реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых другими участниками, а также тех измене­ний, которые ими осуществляются. Действия педагога строятся, таким образом, не только соответственно предмету и цели дея­тельности. Педагог «подстраивает» свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает уровень эффективности педагогической деятельности, придает ей вероятностный характер. В совместной деятельности возрастает роль опережающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся.

Следующим компонентом педагогической деятельности яв­ляются обобщенные способы осуществления педагогического взаимо­действия. Особенность этих действий – обращенность педагога на самого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достижения цели – результата деятельности – ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обогащает обратную связь дополнительной информацией.

Таким образом, психологический анализ педагогической дея­тельности позволяет выделить в ней следующие структурные со­ставляющие:

§ деятельность, направляемую стратегическими целями и моти­вами;

§ педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;

§ способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.

Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: