Понятие о воле. Физиологические основы воли

Понятие о воле.

Относится к регулирующим процессам.

Мотивационная сфера имеет отношение к воле.

Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Иванников.

Воля:

- усиление мотивации.

- выход за пределы актуальной потребности.

- такой способ мотивации, когда Ч. подчиняет себе свои задачи.

Характеризуется – сознательные, целенаправленные действия.

Мотивы – внутреннее побуждение.

Регуляторы:

  1. Мотивы.
  2. Цели.

Воля – действие, направленное на достижение целей.

Цель – образ результата деятельности. (побуждающая сила).

Цели конкретизируют мотив, придают ему определенность, направляют д-ть.

В разных ситуациях Ч. по-разному проявляет волевые усилия.

Признаки воли:

1. Целенаправленный характер активности.

2. Волевое усилие.

- проявляется в случае возникновения препятствий и трудностей (внешних и внутренних).

Трудности:

- внешнего порядка – посторонние шумы, изменение погоды, и т.д.

- внутреннего порядка – усталость, болезнь, и т.д.

Регулирующие функции воли:

1. Побудительная.

Активизация умственных, физических усилий (по средствам самоконтроля, «самозаставления»).

2. Торможение каких-то действий (мешающих основному делу).

ü Могут сочетаться.

Роль:

Познавательные процессы.

Воля придает особую х-ку познавательным процессам.

Воля поднимает это процессы на особую ступень, в них проявляется признак произвольности.

ВПФ – это социально обусловленные функции.

В них отмечают: опосредованность речью, осознанность и произвольность.

Способность управлять психическими процессами имеет социальную природу.

Выготский.

1. Натуральные психические процессы (генетические).

2. Культурные психические процессы (социальные условия).

Важнейшая х-ка ВПФ – произвольность.

Человек в состоянии управлять познавательными процессами.

- чувственное познание.

- рациональное познание.

- память.

- внимание (зависит от волевой регуляции).

Иногда, в силу каких-то обстоятельств, успешность познавательной деятельности будет определяться не столько познавательной характеристикой, сколько волей.

Волевая активность обусловлена и внешними, и внутренними обстоятельствами.

Внешние обстоятельства зависят от внутренних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: