Понятие о воле.
Относится к регулирующим процессам.
Мотивационная сфера имеет отношение к воле.
Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.
Иванников.
Воля:
- усиление мотивации.
- выход за пределы актуальной потребности.
- такой способ мотивации, когда Ч. подчиняет себе свои задачи.
Характеризуется – сознательные, целенаправленные действия.
Мотивы – внутреннее побуждение.
Регуляторы:
- Мотивы.
- Цели.
Воля – действие, направленное на достижение целей.
Цель – образ результата деятельности. (побуждающая сила).
Цели конкретизируют мотив, придают ему определенность, направляют д-ть.
В разных ситуациях Ч. по-разному проявляет волевые усилия.
Признаки воли:
1. Целенаправленный характер активности.
2. Волевое усилие.
- проявляется в случае возникновения препятствий и трудностей (внешних и внутренних).
Трудности:
- внешнего порядка – посторонние шумы, изменение погоды, и т.д.
|
|
- внутреннего порядка – усталость, болезнь, и т.д.
Регулирующие функции воли:
1. Побудительная.
Активизация умственных, физических усилий (по средствам самоконтроля, «самозаставления»).
2. Торможение каких-то действий (мешающих основному делу).
ü Могут сочетаться.
Роль:
Познавательные процессы.
Воля придает особую х-ку познавательным процессам.
Воля поднимает это процессы на особую ступень, в них проявляется признак произвольности.
ВПФ – это социально обусловленные функции.
В них отмечают: опосредованность речью, осознанность и произвольность.
Способность управлять психическими процессами имеет социальную природу.
Выготский.
1. Натуральные психические процессы (генетические).
2. Культурные психические процессы (социальные условия).
Важнейшая х-ка ВПФ – произвольность.
Человек в состоянии управлять познавательными процессами.
- чувственное познание.
- рациональное познание.
- память.
- внимание (зависит от волевой регуляции).
Иногда, в силу каких-то обстоятельств, успешность познавательной деятельности будет определяться не столько познавательной характеристикой, сколько волей.
Волевая активность обусловлена и внешними, и внутренними обстоятельствами.
Внешние обстоятельства зависят от внутренних.